Ошибки работодателя при расследовании несчастного случая обходятся дорого
Титова Надежда Сергеевна
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (по охране труда) — заместитель главного государственного инспектора труда в Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Как показывает практика, нередки случаи, когда при расследовании несчастного случая на производстве работодателем допускаются нарушения, ущемляющие права пострадавшего работника. Редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике с просьбой рассказать о том, какие ошибки и нарушения выявляются при анализе хода расследований, и каким образом пострадавший может защитить свои права. Думается, что в преддверии Всемирного дня охраны труда поднятая проблема будет очень актуальна.
Несчастные случаи и их учет
В соответствии с требованием ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить своим работникам безопасность при исполнении ими трудовых обязанностей. Данная обязанность исполняется не всеми и не всегда, что приводит к несчастным случаям.
Само понятие несчастного случая на производстве дано в Федеральном законе от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Закон квалифицирует его как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, которые произошли с работниками во время исполнения ими обязанностей в рамках трудового договора, а также по поручению работодателя.
В 2020-2021 гг. Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике неоднократно принимала участие в судебных заседаниях по обжалованию предписаний Гострудинспекции о связи несчастных случае с производством.
Комиссия по расследованию и сроки
Ст. 227 ТК РФ обязывает проводить расследование всех несчастных случаев. Для этого создается комиссия не менее трех человек, утверждаемая приказом по организации. В нее обязательно входят:
- специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя,
- представители работодателя,
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Комиссию несчастных случаев с тяжелыми последствиями возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Расследование должно быть проведено в следующие сроки:
- легкие травмы – три дня;
- травмы тяжелые, а также если работник получил смертельную травму – 15 дней;
- нетрудоспособность пострадавшего наступила позже – 30 дней от даты заявления пострадавшего.
По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Ошибки при расследовании
При расследовании несчастного случая работодатели допускают ряд ошибок, например, не соблюдают процедуру или неправильно устанавливают виновное лицо. Рассмотрим основные ошибки подробнее.
1. Неправильная оценка происшествия как несчастного случая на производстве.
Это довольно распространенная ошибка, причем допускаемая как со стороны работодателя (нанимателя), так и со стороны работника.
Причиной такой ошибки со стороны работодателя (нанимателя) может быть неумышленно неправильная оценка произошедшего и реальной угрозы наступления тяжких последствий, а может быть и наличие прямого умысла скрыть факт несчастного случая, чтобы избежать административного наказания.
Расследование несчастного случая на производстве (факта нарушения работником дисциплины труда) должно проводиться в организации всегда, независимо от размера и тяжести вреда, причиненного жизни и здоровью работника.
Неправильное определение происшествия как «не несчастный случай» тоже не редкость, так как работник очень субъективно оценивает обстоятельства. Чаще всего работник получает травму, но легкомысленно оценивает ее как легкую и продолжает работать, стремясь, например, избежать потерь заработка.
Своевременное проведение расследования несчастного случая позволит избежать обвинений в сокрытии случившегося и, соответственно, наказания за это.
2. Неправильно определенный состав комиссии.
К данному виду относятся следующие случаи:
- работодатель формирует комиссию по расследованию несчастного случая из четного количества работников;
- в состав комиссии часто не включают представителя профсоюза или трудового коллектива, что нарушает права пострадавшего.
В таких ситуациях акт о несчастном случае на производстве будет признан недействительным.
В расследовании тяжелого или смертельного несчастного случая обязательно участвуют представители Гострудинспекции и ФСС, а также представителя органа исполнительной власти.
Нередки случаи, когда в адрес Гострудинспекции направлялись материалы расследования несчастного случая с тяжелыми последствиями, расследованные работодателем с нарушением требований ст. 227 ТК РФ. В данном случае проводиться дополнительное расследование несчастного случая и оформляется акт формы Н-1 на основании заключения государственного инспектора труда.
Нередки случаи, когда в адрес Гострудинспекции направлялись материалы расследования несчастного случая с тяжелыми последствиями, расследованные работодателем с нарушением требований ст. 227 ТК РФ. В данном случае проводится дополнительное расследование несчастного случая и оформляется акт формы Н-1 на основании заключения государственного инспектора труда.
3. Нарушение сроков
Порядок извещения работодателем о несчастном случае регламентирован ст. 228.1 ТК РФ. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае
со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:
- в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
- в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Также необходимо отметить, что после завершения расследования у работодателя есть три дня, чтобы направить оригинал Акта по форме Н-1 и другие собранные документы в ФСС (ст. 230 ТК). Датой окончания расследования, считают дату, когда руководитель организации утвердил Акт Н-1.
Работодателями также не соблюдаются требования ст. 230.1 ТК РФ: по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
4. Классификация несчастного случая
В соответствии со ст. 229.2 ТК РФ, по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:
- смерть работника из-за общего заболевания или в результате самоубийства, подтвержденного медучреждением и следственными органами;
- смерть или повреждение здоровья, которые работник получил в состоянии алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения (если это не связано с нарушением технологического процесса, в котором используют технические спирты, ароматические, наркотические или токсические вещества);
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Расследование несчастного случая на производстве (факта нарушения работником дисциплины труда) должно проводиться в организации всегда, независимо от размера и тяжести вреда, причиненного жизни и здоровью работника.
Дополнительное расследование
В силу ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая.
По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
Согласно ст. 231 ТК РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица) рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.
Судебная практика
В Гострудинспекцию поступают жалобы работников, родственников пострадавших, как правило, не согласных с квалификацией несчастного случая. В данном случае в порядке требований ст. 229, 231 ТК РФ проводится дополнительное расследование несчастного случая. Если работодатель будет не согласен с заключением государственного инспектора труда, заключение и предписание обжалуются в судебном порядке.
В 2020-2021 гг. Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике неоднократно принимала участие в судебных заседаниях по обжалованию предписаний Гострудинспекции о связи несчастных случае с производством.
Так, по решению суда предписания Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике были оставлены в силе, работодатель должен оформить акт формы Н-1, несмотря на то что причиной смерти явилось общее заболевание работника. Как было установлено в ходе дополнительного расследования, работники, допущенные работодателем к работе, не проходили в установленном порядке медицинский осмотр.
За нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай, работодателя могут привлечь к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.
Административная и дисциплинарная ответственности
За нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай, работодателя могут привлечь к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.
Так, административная ответственность работодателя при несчастном случае на производстве наступает при отказе руководителя или иного ответственного лица организации выполнить требование или распоряжение должностного лица контролирующего органа, например, о представлении государственному инспектору труда документов по охране труда при расследовании несчастного случая. За данное правонарушение предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
За иные препятствующие проведению проверки действия (например, если государственного инспектора не пускают в организацию) руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 2 тыс. до 4 тыс. руб., а само юридическое лицо — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).
Если в результате препятствий со стороны организации проверка так и не была проведена, штраф составит (ч. 2 ст. 19.4.1, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ): от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для руководителя и иных ответственных лиц организации; от 20 тыс. до 50 тыс. руб. — для организации.
Если привлеченный к ответственности руководитель (иное ответственное лицо) в течение срока, указанного в ст. 4.6 КоАП РФ, повторно помешает провести проверку, его могут дисквалифицировать на срок от шести месяцев до одного года или оштрафовать на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Организации, в случае повторного нарушения, грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ).
Если в ходе расследования несчастного случая будет доказано, что работодатель нарушил законодательство об охране труда, ему грозит административная ответственность в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ.
За невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ.
Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ), как и любой другой работник.
Неправильное определение происшествия как «не несчастный случай» тоже не редкость, так как работник очень субъективно оценивает обстоятельства. Чаще всего работник получает травму, но легкомысленно оценивает ее как легкую и продолжает работать, стремясь, например, избежать потерь заработка.
Уголовная ответственность
Если несчастный случай был тяжелой степени или повлек гибель работника, виновный будет привлечен к уголовной ответственности.
За причинение тяжкого вреда здоровью работника (ч. 1 ст. 143 УК РФ) предусмотрено наказание в виде: штрафа до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы (или иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев; обязательных работ на срок от 180 до 240 ч; исправительных работ на срок до двух лет; принудительных работ на срок до одного года; лишения свободы на срок до одного года. Дополнительно виновного могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до одного года.
Если несчастный случай привел к смерти работника (ч. 2 ст. 143 УК РФ), виновный понесет наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Дополнительно виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет.
Если несчастный случай привел к смерти нескольких работников (ч. 3 ст. 143 УК РФ), виновного могут: направить на принудительные работы сроком до пяти лет; лишить свободы на срок до пяти лет. Дополнительно виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет.
Например, руководителя организации, его заместителя, руководителя структурного отделения могут привлечь к ответственности по ст. 143 УК РФ в том случае если они знали о нарушениях, но не приняли необходимых мер по их устранению, давали указания, противоречащие нормативным требованиям охраны труда, либо не обеспечили их соблюдение.
Суд по результатам расследования обстоятельств несчастного случая, характера допущенных нарушений, тяжести последствий, изучения должностных обязанностей каждого ответственного лица и других факторов решает вопрос о том, кто должен нести уголовную ответственность за несчастный случай на производстве, в каждой конкретной ситуации.
Обратите внимание!
Во избежание отрицательных последствий рекомендуем работодателям:
1. Внимательно фиксируйте все происшествия на производстве, в том числе не пренебрегайте сообщениями работников о возможных происшествиях.
2. При проведении медосмотров опрашивайте работников о причинах появившихся ухудшений здоровья.