Металлокомпозитные баллоны высокого давления - уникальная технология ООО НПФ Реал-Шторм
Семенищев Сергей Петрович
директор НПФ «Реал-Шторм», к.т.н.
Номер журнала:
Рубрика:
С ростом цен на энергоносители и учетом мирового опыта в России активизировался процесс использования природного газа (метана) в качестве дешевого и эффективного моторного топлива. Надо заметить, не без активного участия ижевской научно-производственной фирмы «Реал-Шторм», продукция которой не просто соответствует современным мировым требованиям, но даже опережает их.
Как известно, главной проблемой метановой топливной системы является необходимость аккумулирования газов в малых объемах под очень высоким давлением – от 180 до 320 атмосфер, т.к. метан не переходит в жидкое состояние. Применение тяжелых стальных баллонов значительно ограничивало круг использования данного вида оборудования. Как следствие, во всем мире стремительно растет спрос на легкие и высокопрочные аккумуляторы давления. Кстати, лидерами в вопросе перевода транспорта на метановое топливо являются Канада, Бразилия, Иран, Китай, Таджикистан.
Научно-производственная фирма «Реал-Шторм» работает в области создания металлокомпозитных баллонов высокого давления на основе бесшовного лейнера из специального алюминиевого сплава, серийного их производства и применения в следующих направлениях:
1. Баллоны для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах. Тип 3 по ГОСТ 51753-2001 и ISO 11439. Рабочее давление 20 МПа. Вместимость от 47 до 185 литров.
2. Баллоны для передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗов) и блоков аккумуляторов давления (БАГов) для АГНКС. Рабочее давление 24,5 и 31,4 МПа. Вместимость 80, 100, 120, 160 и 185 литров.
3. Баллоны для локальных систем пожаротушения для хранения огнетушащих составов, хладонов и их заменителей. Рабочее давление 4,6 и 15 МПа. Вместимость от 60 до 160 литров.
Серийное производство организовано на собственных площадях по полному технологическому циклу: входной контроль материалов – заготовительные операции – закатка лейнеров – термо- и мехобработка – намотка композита – приемо-сдаточные испытания. Особо важное значение придается системе обеспечения менеджмента качества на всех стадиях производства, сертифицированной по стандарту ISO-9001.
К числу постоянных потребителей продукции относятся МУП «Мосгортранс», ООО «Противопожарные системы» (г. Санкт-Петербург), автомобильные предприятия Ирана и Таджикистана. ООО НПФ «Реал-Шторм» по соответствующим договорам ведутся НИОКР по созданию металлокомпозитных баллонов для авиации, морского флота и ракетно-космических систем.
Дополнительные области применения:
- аккумуляторы давления для любых технических газов;
- сверхлегкие баллоны для дыхательных аппаратов;
- системы сбора и компримирования попутного газа на объектах нефтедобычи.
Аккумуляторы давления «Реал-Шторм» являются абсолютно оригинальными, защищены гаммой патентов. За счет использования специальной армирующей базальтовой нити в структуре силовой композитной оболочки достигнуты уникальные прочностные характеристики при оптимальном коэффициенте весового совершенства.
Окупится за год
Массовому внедрению метановых топливных систем в автотранспортных предприятиях мешают два момента, которые можно отнести более к заблуждениям, нежели к проблемам.
Во-первых, ограниченная, по сравнению с привычными видами топлива, сеть заправочных станций. Впрочем, сейчас сеть АГЗС, заправляющих метаном, постоянно расширяется. В настоящее время в Ижевске функционируют 2 АГЗС, одна АГЗС – в Можге. Но и при отсутствии АГЗС на маршрутах следования транспорта у «Реал-Шторм» есть решение – передвижной автомобильный кассетный газовый заправщик ПАГЗ.
Второй момент – необходимость инвестиций в мероприятия по переводу транспорта на метановые системы питания, а также приобретения ПАГЗ. Но, по подсчетам, все вложения окупятся за год за счет снижения расходов на ГСМ.
Решение проблемы использования попутного нефтяного газа
ООО НПФ «Реал-Шторм» предлагает вариант решения проблемы использования ПНГ: по информации СМИ, Правительство РФ намерено поддержать в этом вопросе Ростехнадзор и увеличить плату за его сжигание в 164 раза!. Способ сбора и компримирования ПНГ на объектах нефтедобычи включает сбор выделяющейся газовой фракции низкого давления в надуваемую оболочку-накопитель с последующей закачкой через газокомпрессор в перевозимые газобаллонные батарейные аккумуляторы высокого давления (40 МПа), направляемые затем к месту переработки и использования ПНГ.
Использование изобретения позволит рационально использовать ПНГ, исключить заг-рязнение окружающей среды от его сжигания.
г. Ижевск, ул. Пушкинская, 264,
тел.: (3412) 43-94-46, факс (3412) 43-94-45, e-mail: realstorm@udm.ru