Игорь Щербак: «Уровень пожарной безопасности объектов повысится»
ЩЕРБАК Игорь Евгеньевич
заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
В данной статье мы также коснемся этих изменений, представив вашему вниманию интервью с заместителем главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору Щербаком Игорем Евгеньевичем.
- Что изменилось в требованиях к средствам и системам пожаротушения, в том числе огнетушителям, после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и новых правил противопожарного режима?
- В соответствии со вступившими в силу изменениями в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ требования к средствам и системам пожаротушения, в том числе огнетушителям, принципиально не изменились. В соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», в настоящее время к средствам и системам пожаротушения, в том числе огнетушителям, добавились следующие требования: хранение огнетушителя осуществляется в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации; руководитель организации обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя; киоски оснащаются первичными средствами пожаротушения или жидкостными автономными установками пожаротушения; каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер; запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой; на одноразовую пломбу наносятся обозначения: индивидуальный номер пломбы и дата зарядки огнетушителя с указанием месяца и года.
- Какие возникли изменения к требованиям систем и путей эвакуации, в частности лестницам, которыми должны быть оборудованы верхние этажи высотных зданий?
- Изменения, внесенные в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» существенно не затронули действующих требований к путям эвакуации и эвакуационным лестницам, в том числе в высотных зданиях.
- В соответствии со вновь вступившими положениями Технического регламента здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе должны быть дополнительно оборудованы системами оповещения о пожаре. Каковы требования к такому оборудованию, архитектуре его реализации на объектах защиты?
- С 13 июля 2014 года вступило в действие требование Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о необходимости автоматической передачи сигнала о пожаре от приборов систем автоматической пожарной сигнализации, установленной на объекте защиты, в ближайшее подразделение пожарной охраны. Требования по обязательному устройству указанных систем распространяются только на здания социальной сферы, стационары лечебных учреждений, гостиниц, общежитий, учреждений начального, среднего, высшего, дошкольного и дополнительного образования.
Целесообразность оснащения «персональными устройствами» браслетного типа в большей степени зависит от индивидуальных особенностей людей, находящихся в здании. Главным критерием оснащения «персональными устройствами» является глубокое поражение у пациентов звукового и светового восприятия сигналов системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) при пожаре в здании. Оснащение браслетами мобильных пациентов без нарушения звукового и светового восприятия; немобильных пациентов; пациентов с девиантным поведением, пациентов с глубоким поражением тактильных (осязательных) чувств является нецелесообразным, так как эвакуация данных категорий пациентов производится, как правило, при помощи персонала учреждения или самостоятельно по сигналам СОУЭ. Требования к энергообеспечению такого оборудования определяются заводом-изготовителем, что подтверждается сертификационными испытаниями.
- Большой комплекс объектов защиты находится в ведении Управляющих компаний или ТСЖ. Но даже визуально обыватели видят, что при их эксплуатации нарушаются требования противопожарной безопасности. В частности, преграждаются проезды во дворах, устанавливаются шлагбаумы, нет установленных и обозначенных мест для пожарной техники. Будет ли проверяться деятельность УК и ТСЖ в этом плане? Какие меры будут приниматься к нарушителям?
- В действующих требованиях пожарной безопасности не содержится прямого запрета на установку шлагбаумов и ворот, но при их установке необходимо обеспечить возможность доступа подразделений пожарной охраны к объектам защиты в случае пожара. Пунктом 41 Распоряжения Правительства Нижегородской области от 1 декабря 2006 года № 1069-р «Об обеспечении свободного проезда и установки пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций» руководителям организаций всех форм собственности при установке шлагбаумов, ворот и иных ограничивающих въезд на территорию устройств следует выполнять следующие условия: наличие круглосуточного дежурного персонала; наличие системы видеонаблюдения с выводом видеосигнала в помещение дежурного; наличие в инструкции дежурного персонала обязанности по осуществлению беспрепятственного доступа автотранспортных средств служб экстренного реагирования на территорию путем оперативного открытия шлагбаума; в случае отключения электроэнергии должна быть предусмотрена возможность открытия шлагбаума вручную.
Пунктом 1.5 указанного распоряжения определено, что при возникновении пожаров и ЧС для осуществления мероприятий по созданию условий свободного проезда и установки пожарной и специальной техники будет осуществляться эвакуация автомобилей из зоны проведения аварийно-спасательных работ.
В соответствии с пунктами 1.6 и 1.7 установлен запрет на использование разворотных и специальных площадок, предназначенных для установки пожарно-спасательной техники, для стоянки автомобилей, а сами площадки и участки проезжей части, предназначенные для расстановки пожарной специальной техники, должны иметь соответствующую дорожную разметку и должны быть обозначены дорожными знаками.
Деятельность жилищных организаций контролируется при проведении плановых и внеплановых проверок. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемых к обеспечению проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, установлена ч. 8 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Санкции данной части предусматривают наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч рублей до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 120 тысяч рублей до 150 тысяч рублей.
- В соответствии с положениями технического регламента о пожарной безопасности следующие объекты — электроустановки, медицинские здания, а также производственные объекты с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А, Б и В1 по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч м3 — не попадают под смягчающие требования пожарной безопасности. Что изменилось в требованиях по противопожарной безопасности и противопожарному режиму в 2014 году?
- В соответствии со вступившими в силу изменениями в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ с 13 июля 2014 года вступили в силу следующие требования пожарной безопасности, которые ранее в нормативных документах отсутствовали: электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения; системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; здания медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование дежурного персонала о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.
Кроме того, в соответствии с изменениями в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ с 13 июля 2015 года вступают в силу следующие требования пожарной безопасности, которые ранее в нормативных документах отсутствовали, а именно:
1. подразделения пожарной охраны и пожарные депо размещаются на производственных объектах: с учетом категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, объема зданий и обращающихся в наружных технологических установках пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред; с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 млн м3; критически важных для национальной безопасности РФ, перечень которых определяется Правительством РФ; атомных электростанциях вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 МВт и более, гидроэлектростанциях мощностью 1500 МВт и более;
2. Подразделения пожарной охраны оснащаются пожарными автомобилями исходя из специфики производственных объектов, требуемого расхода воды на наружное пожаротушение, однородности средств пожаротушения, а также с учетом показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности хранящихся и обращающихся на производственных объектах веществ и материалов. Тип и количество пожарных автомобилей подразделений пожарной охраны на производственных объектах определяются с учетом привлекаемых для тушения пожара сил и средств гарнизона пожарной охраны поселения или городского округа исходя из установленного ч. 1 ст. 76 настоящего Федерального закона условия прибытия к месту пожара.
Введение указанных требований приведет к повышению защищенности и обеспечения пожарной безопасности вышеуказанных объектов.
В соответствии с новыми требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности необходимо оснащать здания социальной сферы, стационары лечебных учреждений, гостиниц, общежитий, учреждений начального, среднего, высшего, дошкольного и дополнительного образования автоматической передачей сигнала о пожаре от приборов систем автоматической пожарной сигнализации, установленной на объекте защиты, в ближайшее подразделение пожарной охраны.