Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Энергетическое обследование потребителей энергоресурсов

 

Номер журнала: 

С выходом Федерального закона «Об энергосбережении в Российской Федерации» № 28-ФЗ от 3 марта 1996 г. энергосбережение было закреплено как основа энергетической стратегии и энергетической политики России на длительную перспективу. 23 ноября 2009 г. вступил в силу Закон «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ (далее новый закон).

Тестоедов Владимир Владимирович, заместитель директора по энергоаудиту АНО "Агентство по энергосбережению УР"
Новый закон создаст предпосылки для перехода отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на качественно новый этап развития. Данный документ должен стать необходимой основой коренного реформирования всех сфер деятельности государства и общества, связанных с использованием энергетических ресурсов.
Рассмотрим только две статьи 15, 16 нового Закона «Энергетические обследования». Энергетическое обследование, во-первых, подразумевает поиск и реализацию энергетически и экономически эффективных решений хозяйствования в условиях полного контроля потоков энергоресурсов; во-вторых, является начальным этапом работ по энергосбережению и основным инструментом разработки программ энергосбережения исключительно для всех отраслей экономики.
В свою очередь, энергетическое обследование – это сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения информации объема используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, а также в обязательном для отдельных категорий потребителей, который прописан в новом законе.
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Лица, указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу нового закона до 31 декабря 2012 г. Последующие энергетические обследования необходимо  проводить не реже, чем один раз каждые пять лет.
В Удмуртской Республике, по данным АНО «Агентство по энергосбережению УР»,  количество организаций, финансируемых из республиканского и муниципального бюджетов, соответственно 280 из 3500, и количество организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, – 470. Можно предположить, что из всех шести категорий потребителей ТЭР, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, количество их превысит 5 000. Потребуется ежемесячно проводить обследования в 139 организациях. Как показывает более чем десятилетняя практика АНО «Агентство по энергосбережению УР», продолжительность обследования составляет от 0,5 месяца (небольшая бюджетная организация) до 12 месяцев. Стоимость обследования (по трудозатратам)  от 30 тыс. руб. до 1,0 млн. руб. и более. В настоящее время в Удмуртской Республике отсутствует необходимое количество специализированных организаций, отвечающих требованиям нового закона. Кроме того, не рассматривались и  вопросы финансирования мероприятий по энергетическому обследованию.
Стоит отметить, что после выхода в свет Закона «Об энергосбережении в Российской Федерации» №28-ФЗ от 03.04.1996 г. Распоряжением Правительства РФ в план энергетических обследований были включены 44 предприятия, находящиеся на территории Удмуртской Республики. Фактически за более чем 13 лет проведено 15 обследований с разработкой энергетического паспорта, в бюджетной сфере обследование  проведено в 55 организациях. Таким образом, новым законом установлены сверхсложные задачи, и решить их возможно только хорошо организовав работу.

Рекомендации руководителю организации, принимающему решение о проведении энергетического обследования, а затем принимающему результаты обследования.
- Есть ли смысл тратить деньги на энергетическое обследование (в добровольном порядке)?
Если энергетическая составляющая в себестоимости товаров и услуг существенна для предприятия (более 20%), энергетическое обследование проводить надо. Основной результат – бизнес план. В связи с тем, что процедура энергосбережения, как правило, капиталоемкая – разрабатываемый бизнес-план представляет из себя инвестиционный проект. В составе действующего инвестиционно-устойчивого предприятия обычно в проработке имеется ряд проектов, отличающихся целями реализации и технико-экономическими характеристиками, поэтому проект энергосбережения должен быть конкурентоспособным с другими проектами, намечаемыми к включению в инвестиционный портфель предприятия.
Вопросы, на которые должна дать ответ руководителю организация, предлагающая свои услуги по энергетическому обследованию.
- Что может дать энергетическое обследование?
Все то, что требует новый закон: энергетический паспорт; включение в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, исходную информацию для разработки программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Это формальная сторона. В реальности снижения затрат на ТЭР и получения прибыли может не оказаться.
Для решения этой проблемы заказчик должен четко уяснить: общую методологию обследования; на каких объектах, какие энергоресурсы будут обследоваться; на сколько можно снизить текущее энергопотребление (в энергетическом эквиваленте и рублях); на какие намечаемые энергоэффективные мероприятия нацелены обследования; какая будет применяться методика определения энергетических эффектов.

- По каким параметрам можно судить о качестве выполненных работ?
Обоснованность энергетического эффекта рекомендованных мероприятий, их срока окупаемости. Наличие всех технических и экономических характеристик рекомендованных мероприятий для формирования программы энергосбережения или бизнес-плана. Наличие контролируемых параметров энергоэффективности для дальнейшего мониторинга энергопотребления и анализа результативности реализованных мероприятий.

- Какой уровень квалификации исполнителя?
Кроме требований к лицам, осуществляющим деятельность по проведению энергетических обследований, прописанных в новом законе, следует уяснить, насколько специалисты «вооружены» методиками и приборами (без инструментальных обследований качественное обследование провести невозможно). Их опыт проведения аналогичных работ, способность к исследованию достаточно сложных систем.

- Сколько стоит энергетическое обследование?
Стоимость работ колеблется в широких пределах, в зависимости от поставленных целей, глубины обследования, в среднем от 1-15 % от годовых затрат предприятия на энергоресурсы. Чем крупнее предприятие, тем меньше должен быть указанный процент. Зачастую затраты на энергетическое обследование окупаются только за счет предложенных организационных (беззатратных) мероприятий. Единой политики ценообразования на данный вид деятельности на данный момент нет.

- Какой при этом риск?
Риск неквалифицированного выполнения энергетического обследования. Отсутствие спроса на результаты обследования. Если исполнитель не забивает себе голову методическими проблемами и приходит на объект для того, чтобы протолкнуть конкретные, «близкие» ему вещи, то лучше сразу отказаться от таких услуг. В зарубежной практике одно из требований к энергоаудитору – отсутствие связи с поставщиками оборудования. Чтобы снизить риски на стадии заключения договора, необходимо тщательно проработать вопросы внутреннего содержания и методологии энергетического обследования, в том числе и вышеперечисленные.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"