Зимние проблемы энергоснабжения
Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константин Пуликовский считает, что подготовка к зиме половины энергоснабжающих предприятий вызывает тревогу. Об этом он заявил на конференции в рамках проходящей в Москве Международной энергетической недели.
Выступая с докладом, Константин Пуликовский сказал: «В прошлую зиму территориальными органами Ростехнадзора были отмечены 502 проблемные энергоснабжающие организации. Из них более чем у половины подготовка к зиме вызывает серьёзные опасения и в настоящее время.
По результатам анализа, действующие генпланы поселений имеют лишь 10% муниципальных образований. Схемы развития инженерных инфраструктур существуют лишь в 15 % муниципальных образований. Данные мониторинга технической инвентаризации основных фондов приведенных Росстроем показывают, что количество проинвентаризованных объектов коммунального назначения по России составляет всего 37,3 %.
Таким образом, большинство муниципальных образований не обладают достоверными данными – в каком техническом состоянии находятся инженерно-технические объекты, и продолжают практику ремонта и замены изношенного оборудования в основном при возникновении аварийных ситуаций.
В 2007году Ростехнадзором России было проведено плановое обследование технического состояния и организации безопасной эксплуатации энергетического оборудования ряда организаций различной формы собственности.
При этом были практически везде выявлено, что:
- большая часть энергетического оборудования морально и физически устарела. Работа по продлению его эксплуатационного ресурса практически не ведется, программа по реконструкции и техперевооружению энергохозяйств не выполняется;
- схемы электроснабжения технологических объектов не соответствуют принятым проектным решениям;
- не обеспечивается резервирование энергоснабжения технологических объектов в соответствии с нормативами, установленными для данной категории потребителей. Как самый ярким пример при проверке объектов ОАО «Газпром» установлено, что энергообеспечение основного газодобывающего региона России осуществляется по единственной ВЛ – 500 кВ, проходящей по крайне заболоченной местности и работающей в сложнейших климатических условиях. При этом надо понимать, что не исключаются ошибки персонала при эксплуатации оборудования, которые имеют особые последствия в районах где сетевое хозяйство работает на пределе устойчивости.
Особую тревогу вызывает состояние с оперативным обслуживанием подстанций в филиалах ОАО «ФСК ЕЭС» в нефте-газодобывающем районе Сибири.
Необходимо внести существенные изменения в работу по надзору за оборудованием тепловых сетей и систем теплопотребления. Ростехнадзор считает, что трубопроводы тепловых сетей, относящиеся к 4 категории, требуют сегодня к себе более пристального внимания.
Необходимо признать, что вопросы безопасности теплоснабжения в основном решаются на уровне эксплуатационных организаций.
При этом надо понимать, что контроль в этом случае за всем процессом осуществляет тот, кто его и нарушает.
Как наиболее характерный можно привести пример повреждения в отопительном сезоне 2006-2007гг. трубопровода диаметром 1000 мм принадлежащего Московской Тепловой Компании, когда огромный теплорайон в г.Москве был отключен из-за элементарного непровара сварного шва при изготовлении сегментного отвода. Время ремонта составило более 100 часов. С момента монтажа прошло всего-то несколько месяцев. При этом было обнаружено, что вся серия смонтированных отводов имела аналогичный брак. Спасло от катастрофы то, что потребителей подключили по старой теплотрассе. Закономерен вопрос - где же система производственного контроля?
Можно привести ещё не мало примеров, которые произошли из-за отсутствия элементарного надзора, как на этапах строительства, так и эксплуатации оборудования.
В последние годы вопросы обеспечения теплом решались в большинстве случаев стихийно под застройщика. Развитие систем генерации и потребления велось и ведётся по мере необходимости, без должной координации.
Таким образом, получается, что даже при наличии нового, технически исправного оборудования невозможно гарантировать безопасность и надёжность теплоснабжения потребителей, так как на стадии планирования застройки, при отсутствии схемных решений многие принципиальные вопросы безопасности энергообеспечения просто не рассматриваются.
Во всех промышленно-развитых странах энергетическое планирование является наиболее адекватным способом развития экономики. В России необходимо в сегодняшних условиях возродить энергетическое планирование на принципиально новом уровне, с учетом накопленного в мире опыта.
Учитывая то, что государство не может находиться в стороне от вопросов безопасности энергообеспечения, Федеральная служба, организовывает работу по контролю за наличием схем развития систем энергоснабжения регионов, городов, населённых пунктов, а также проведение проверки соответствия уже существующих схем энергоснабжения объектов и энергоустановок потребителей установленным критериям надёжности.
Вопрос ближайшего времени – создание системы управления отраслью, после реорганизации РАО «ЕЭС России».
В период реформирования электроэнергетики, формирования рынка сбытовых организаций, реорганизации генерирующих и энергосетевых компаний, особенно важно обеспечить надежное энергоснабжение населения страны.
С целью координации действий в переходный период, Службой и РАО ЕЭС в ближайшее время будет подписано соглашение, определяющее
порядок взаимодействия в условиях прекращения деятельности РАО и предусматривающее, в том числе, выполнение системным оператором функций технического контроля за
надежностью функционирования Единой энергосистемы России, мониторинга состояния и уровня эксплуатации объектов электроэнергетики после окончания реорганизации РАО «ЕЭС России».
Службой подготовлена новая редакция Инструкции по классификации и учету инцидентов и аварий. В ближайшее время в полную силу начнет Центральная аттестационная комиссия Ростехнадзора.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору обязана и будет требовать от всех хозяйствующих субъектов выполнения государственной задачи по организации обеспечения безопасности от угроз техногенного характера».
Источник: Пресс-служба Ростехнадзора