Подтверждать отнесение отходов к конкретном классу опасности будут через Москву
Рубрика:
1 августа в России вступил в силу новый порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности. При этом утратил силу целый ряд нормативных актов, и в том числе документы, определявшие порядок проведения работ по отнесению отходов к конкретному классу опасности. Новый документ на эту тему пока находится на этапе оценки регулирующего воздействия, и в период отсутствия действующего нормативного акта установление классов опасности отходов будет осуществляться через Москву.
Согласно закону «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» в природоохранное законодательство были внесены изменения в части организации проведения данной работы.
В частности, утратило силу постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», а также приказ Ростехнадзора «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», ранее применявшийся Росприроднадзором и его органами при паспортизации отходов I-IV классов опасности. Соответственно, недопустимо применение этих нормативных актов при проведении работ по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности и их идентификации.
Им на смену должны прийти разработанные Минприроды России приказы «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности» и «О Критериях отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Однако, как пояснили в Росприроднадзоре, в настоящее время эти документы еще проходят процедуру оценки регулирующего воздействия, и только после этого будут в установленном порядке утверждены и направлены в Минюст России.
Таким образом, сейчас фактически отсутствует действующий нормативный акт, регулирующий порядок организации работ по отнесению отходов к конкретному классу опасности и их идентификации.
В связи с этим Росприроднадзор направил в свои территориальные органы разъяснение о том, что с 1 августа заявления о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности и обосновывающие материалы, направляемые хозяйствующими субъектами, необходимо перенаправлять в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» («ФЦАО»). «ФЦАО», в свою очередь, по каждому комплекту документов будет проведена проверка обоснованности установления классов опасности отходов. Иными словами, документы, поданные в территориальные управления Росприроднадзора по всей стране для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, будут отправлены в Москву.
Очевидно, что подобную схему едва ли можно назвать эффективной. В своём разъяснении Росприроднадзор указывает срок проведения ФБУ «ФЦАО» проверки обоснованности установления классов опасности отходов и их идентификации и выдачи соответствующего заключения в 30 дней. Учитывая объем заявлений и обосновывающих материалов, которые будут направлены во «ФЦАО» территориальными органами Росприроднадзора, весьма сомнительно, что учреждение будет соблюдать указанный срок. При этом в случае задержки выдачи заключения заявитель не сможет осуществлять деятельность, поскольку не получит своевременно паспорта отходов.
Следует учитывать, что в подобной ситуации заявитель не застрахован от административной ответственности за отсутствие паспортов отходов, даже несмотря на то, что паспорта не были получены по независящим от заявителя причинам. В судебной практике, в частности, имеется дело А75-6846/2011, в ходе которого ООО «Трансривер» пыталось оспорить законность решения Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре о привлечении к административной ответственности. В 2009 году предприятие направило в Северо-Уральское управление Ростехнадзора материалы, подтверждающие установление класса опасности производственных отходов. Управление, в свою очередь, направило данные материалы в Ростехнадзор (г. Москва), о чем уведомило руководство предприятия соответствующим письмом. В 2011 году Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре в результате проведенной на предприятии проверки установило, что Обществом не разработаны паспорта опасных отходов, и привлекло организацию к ответственности. Предприятие предприняло попытку оспорить решение административного органа в суде, однако доводы о том, что необходимые для разработки паспортов материалы уже три года находятся на рассмотрении в Ростехнадзоре, суд счел недостаточными для отмены постановления. По мнению суда, заявителем не предпринимались меры по получению необходимых документов для оформления паспортов опасных отходов.