Основы государственной политики в области промышленной безопасности в Российской Федерации на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу
Рубрика:
Обеспечение промышленной безопасности является одним из направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области промышленной безопасности осуществляет Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору.
Оценка текущего состояния промышленной безопасности, основные проблемы и тенденции развития ситуации в сфере промышленной безопасности на современном этапе
Промышленное производство, обеспечивая жизнедеятельность государства и общества, одновременно является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - промышленной безопасности), их противоаварийной устойчивости зависит не только надежное обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукции, но и непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание нормальных условий для жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.
К числу основных источников опасности, причин повышения аварийности относятся такие факторы, как низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных фондов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.
В области промышленной безопасности внедрен и апробирован новый подход к осуществлению государственного контроля (надзора). Инструменты государственного регулирования дифференцированы с учетом степени риска возникновения аварий на опасных производственных объектах и масштаба их возможных последствий.
Внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности позволило сократить количество проверочных мероприятий, заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные, устранить избыточные административные барьеры для осуществления инвестиционной и производственной деятельности в сфере промышленного производства и других отраслях экономики.
Вместе с тем, усиливающееся негативное влияние техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и окружающую среду, увеличение риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (в том числе ввиду террористических воздействий) на опасных производственных объектах представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально- экономическому развитию Российской Федерации.
Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами:
-
увеличением количества опасных производственных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
-
необходимостью снижения непроизводительных затрат, связанных как с ущербом от аварий на опасных производственных объектах, так и с неоправданными административными барьерами при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;
-
снижением уровня профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, приводящим к росту нарушений требований промышленной безопасности;
-
наличием отступлений от технических и технологических норм при производстве оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации опасных производственных объектов.
Текущая ситуация требует разработки и реализации эффективной государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также на совершенствование подходов и методов государственного регулирования в данной области с учетом современных требований и условий.
Цель, принципы и основные направления реализации государственной политики в области промышленной безопасности
Целью государственной политики в области промышленной безопасности является последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также минимизация (локализация и ликвидация) негативных последствий таких аварий.
Основными принципами государственной политики в области промышленной безопасности являются:
-
соблюдение законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, соглашений, конвенций, участницей которых является Российская Федерация;
-
соответствие задач и мер государственного регулирования, промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на опасных производственных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;
-
сосредоточение усилий и ресурсов федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, других федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, собственников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, на основных направлениях обеспечения промышленной безопасности;
-
обеспечение единства требований промышленной безопасности и осуществления контроля (надзора) за их соблюдением на всей территории Российской Федерации;
-
независимость органов государственного регулирования в области промышленной безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
-
соблюдение баланса публичных и частных интересов при установлении требований промышленной безопасности и надзора за их соблюдением;
-
снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;
-
приоритетность внедрения безопасных и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, обновления основных производственных фондов;
-
интеграция научно-технических достижений и передового опыта при обеспечении промышленной безопасности;
-
неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций за ущерб в результате аварии на опасном производственном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации; доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения промышленной безопасности.
К числу основных направлений реализации государственной политики в области промышленной безопасности, учитывающих накопленные в экономике структурные проблемы и пути их решения, относятся:
-
совершенствование нормативного правового регулирования и государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности;
-
выявление, анализ, прогнозирование и внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков аварий на опасных производственных объектах;
-
усиление защиты опасных производственных объектов от возможного вредного воздействия техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений;
-
поддержание в постоянной готовности профессиональных аварийно- спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к действиям по локализации * и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
-
обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов и их инфраструктуры;
-
повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых технологий при осуществлении мероприятий по контролю;
-
сокращение количества бесхозяйных производственных объектов; эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности, а также государственного регулирования промышленной безопасности;
-
повышение культуры промышленной безопасности при осуществлении деятельности в этой области;
-
развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.
Основные задачи государственной политики
Основными задачами государственной политики в области промышленной безопасности являются:
-
обеспечение непрерывной актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на опасных производственных объектах;
-
сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и других межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации;
-
развитие риск-ориентированных методов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
-
разработка законодательной и нормативной базы для создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на опасных производственных объектах, определяющих состояние промышленной безопасности;
-
совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы;
-
обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности ‘ уполномоченных органов в области промышленной безопасности;
-
совершенствование системы повышения квалификации работников органов государственного надзора и работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
-
совершенствование требований к подготовке (обучению) и аттестации (проверке знаний) руководителей и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание опасных производственных объектов;
-
развитие методов анализа опасности и оценки риска аварий на опасных производственных объектах;
-
развитие и расширение использования информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процессы получения, хранения и анализа информации о производственном контроле и системах управления промышленной безопасностью, авариях и инцидентах в эксплуатирующих организациях;
-
повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в обеспечении промышленной безопасности;
-
совершенствование механизмов установления охранных зон опасных производственных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования данных территорий;
-
разработка комплекса мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Российской Федерации либо ликвидации опасных производственных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу жизнедеятельности человека, социально- экономическому развитию районов Российской Федерации;
-
совершенствование правовых механизмов дисциплинарной и административной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности, механизмов стимулирования деятельности по повышению уровня безопасности;
-
развитие системы профилактики нарушений обязательных требований промышленной безопасности;
-
внедрение механизмов общественного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
-
реализация международных договоров, соглашений и конвенций в области промышленной безопасности, участницей которых является Российская Федерация;
-
участие специалистов Российской Федерации в деятельности международных организаций и объединений, занимающихся вопросами обеспечения и регулирования промышленной безопасности;
-
активизация международного сотрудничества между национальными органами регулирования, организациями, научными институтами с целью повышения уровня промышленной безопасности, сближения подходов к обеспечению и регулированию промышленной безопасности, а также обеспечения оперативного и постоянного обмена информацией об авариях на опасных производственных объектах, последствия которых могут носить трансграничный характер;
-
оказание содействия в становлении и развитии национальных систем регулирования промышленной безопасности в странах, использующих или намеревающихся использовать российские промышленные технологии;
-
повышение информированности населения о состоянии промышленной безопасности.
Основные инструменты реализации настоящих Основ
Инструментами реализации настоящих Основ являются:
-
законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;
-
средства организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
-
государственные программы Российской Федерации, направленные на решение задач в области обеспечения промышленной безопасности;
-
меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством о промышленной политике в Российской Федерации;
-
средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
-
соглашения между федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности;
-
планы мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемые Правительством Российской Федерации;
-
участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий в организации и проведении мероприятий в области промышленной безопасности.
Показателем эффективности мер по реализации государственной политики в области промышленной безопасности является снижение риска возникновения аварий на опасных производственных объектах.
Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере социально-экономического развития общества и изменения уровня промышленной безопасности в Российской Федерации.
По материалам II Форума-диалога «Промышленная безопасность - ответственность государства, бизнеса и общества», Москва, 16 мая 2016 года