Что власти будут делать с ЖКХ в этом году?
Рубрика:
Предприятия ЖКХ – одни из самых проблемных в нашем регионе. Многие из них держатся лишь на дотациях и помощи областных властей. Зачастую это связано не с объективными причинами, а с низким уровнем работы, устаревшими технологиями и неумением работать более эффективно. Такая информация прозвучала на прошедшем в столице Сибири отраслевом совете по вопросам развития системы ЖКХ, который прошел в преддверии ежегодного областного форума «Социально-экономическое партнерство-2016».Есть ли выход из сложившейся ситуации и настанут ли времена, когда система ЖКХ станет нашей гордостью, выяснил наш корреспондент.
По данным Ростехнадзора, из более чем 3 тысяч километров труб в столице Сибири отработали свой срок около 700 километров. Неудивительно, что периодически происходят крупные коммунальные аварии. Так, в ночь с 4 на 5 января в Новосибирске из-за порыва теплотрассы без тепла остались более 100 жилых домов. И это далеко не единственный случай: подобные ЧП происходят периодически. Необходима модернизация системы, замена отслужившего свой срок оборудования и труб. Но денег на это нет. Приходится искать решения, способные снизить расходы на ЖКХ. И такие прозвучали на заседании совета по вопросам развития системы ЖКХ в Новосибирске. Например, строить мини-газовые котельные, рассчитанные на обслуживание от одного до трех домов с использованием передовых отечественных разработок в этой области.
«Такое решение позволит радикально сократить протяженность, диаметр теплопровода от источника до конечного потребителя. Результатом такого подхода явится снижение теплопотерь в сетях» , - рассказал Даниил Гинзбург, представитель концессионной компании.
Система ЖКХ – одна из наиболее проблемных отраслей в нашем регионе, да, пожалуй, и по всей стране. Собравшиеся говорили об неэффективности управления в этой сфере, огромных долгах и низком уровне персонала на всех уровнях.
«Необходимо признать, что надежность управления коммунальными предприятиями в районах области достигается в большей степени путем финансовых вливаний из областного бюджета. Задолженность таких предприятий за топливно-энергетические ресурсы на начало отопительного периода составляла 663 миллиона рублей», - отметил Евгений Ким, министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области.
Даже выделяемые из регионального бюджета многомиллионные дотации не всегда помогают: часто они как раз способствуют стремлению руководителей ЖКХ сохранить все, как есть. Действительно, зачем улучшать свою работу, сокращать расходы и повышать собираемость платежей с населения, если все равно убытки покроют за счет бюджета?
«Попытки сегодня предприятий ЖКХ решить проблему низких сборов , как правило, сводятся зачастую к заключению договоров с расчетно-кассовыми центрами. При этом деятельность этих центров сводится фактически лишь к начислению и приему денежных центр. РКЦ не несет нигде ответственность за уровень сбора, не проводит целенаправленных мероприятий по повышению этих сборов», - говорит Татьяна Подчасова, генеральный директор «Новосибирскэнергосбыт».
Для перемен требуются немалые деньги. Найти их пытаются путем привлечения частных инвесторов в ЖКХ, путем так называемых концессионных соглашений. Однако с этим есть серьезные проблемы. По словам некоторых участников заседания, связано это с достаточно длительным периодом возврата вложенных средств. Далеко не каждый инвестор готов влажить деньги в проект, который окупится лишь через 15-20 лет. Как бы то ни было, но факт остается фактом: число желающих инвестировать деньги в ЖКХ среди бизнесменов весьма невелико, а концессии до сих пор выглядят неким экспериментом. Более реальны другие предложения, также прозвучавшие на заседании. А именно: повышать эффективность работы уже существующих коммунальных предприятий, снижать их затраты и переводить на новые, менее затратные технологии. Намерения делать все вышеназванное новосибирские власти озвучили. Дело осталось за их воплощением в жизнь.
Автор: Василий Акимов
Орфография и пунктуация автора сохранены.