Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

15 ноября 2019

Приказ о создании Межведомственной рабочей группы подписали руководители ведомств. Межведомственной рабочей группе предстоит подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования, определению лиц, уполномоченных на проведение авиационных работ по охране лесов от пожаров и другие организационные нормы. 

14 ноября 2019

13 ноября 2019 года Северо-Западное управление Ростехнадзора выдало ООО «Магистраль двух столиц» заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе). 8 этап км 646 – км 684» требованиям проектной документации.

4 июля 2018

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков в целях планирования проверок на 2019 год.  Данные ранжированы по регионам. Указаны полное наименование организации, ИНН, ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Андрей Соловьев: скоординированными усилиями можно обеспечить безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов

 
8 октября 2008
8 октября 2008

Предлагаем вниманию посетителей сайта доклад руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Андрея Борисовича Соловьева о состоянии промышленной безопасности в регионе, представленный им на совещании Президента Удмуртской Республики с руководителями исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, членами Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти 6 октября 2008 года.

Соловьев
Андрей Борисович,
руководитель Управления Ростехнадзора по УР
В настоящее время в Удмуртии зарегистрировано около 3,5 тысячи опасных производственных объектов, которые эксплуатируют 1400 предприятий и организаций. Один объект - склад хлора на "Ижводоканале" - является критически важным объектом федерального значения.

Эти предприятия относятся к топливно-энергетическому, металлургическому, машиностроительному и другим промышленным комплексам.

От состояния промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости на данных предприятиях  зависит надежное обеспечение потребителей всеми видами топлива, энергии и сырья в объемах, необходимых для нормального функционирования отраслей экономики и жизнедеятельности населения.

Проблемы обеспечения промышленной безопасности технологически связаны с деятельностью предприятий и оказывают решающее значение на результаты и показатели их работы.

Пожары, взрывы, выбросы токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации на производстве ведут к выбытию мощностей и потерям продукции, являются причиной гибели и травматизма промышленного персонала и населения, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что на поднадзорных Управлению Ростехнадзора по Удмуртской Республике предприятиях и объектах за последние три года не зафиксировано случаев аварийности и травматизма со смертельным исходом.

Только три региона в Приволжском федеральном округе имеют такие же нулевые показатели.

Вместе с тем динамика снижения уровня аварийности в поднадзорных организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, не отражает фактического состояния промышленной безопасности.

Ежегодно на данных предприятиях происходят десятки инцидентов -отказов или повреждений технических устройств и отклонений от режимов технологических процессов, которые ведут к простоям производства и потерям продукции и являются, по существу, предвестниками возможных аварий.

Положение дел в области обеспечения промышленной безопасности продолжает оставаться сложным.

В 2008 году Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике было выявлено и предписано к устранению около десяти тысяч нарушений требований промышленной безопасности. В связи с угрозой возникновения аварийных ситуаций и гибели людей выдано свыше одной тысячи предписаний о приостановке работ на опасных производственных объектах.

За нарушения требований промышленной безопасности привлечено к административной ответственности 406 должностных и юридических лиц. Общая сумма штрафов составила более 1,5 млн. рублей.

Административно через суд приостановлена эксплуатация 9 объектов. В основном это относится к объектам нефтегазодобычи и строительной отрасли.

Анализируя результаты надзорной деятельности, остановлюсь на наиболее общих проблемах и факторах риска, оказывающих влияние на состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов:

Первое. Высокая степень износа основных производственных фондов, оборудования и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Из числа зарегистрированных в Управлении технических устройств отработали нормативный срок службы 80% отопительных котлов, тепловых установок и сетей, 60% грузоподъемных кранов и лифтов, 50% нефтепромыслового и 25% газового оборудования.

Наибольшую озабоченность вызывает состояние теплоэнергетического оборудования.

Так, на Ижевской ТЭЦ-1 эксплуатируются котлоагрегаты 60-х годов выпуска прошлого века, которые отработали нормативный срок службы. Из семи установленных на ТЭЦ турбин - три выработали ресурс.

Аналогичная ситуация на Сарапульской ТЭЦ. Три котельных агрегата отработали нормативный срок.

Ижевская ТЭЦ-2 строилась позднее. Но даже там, два турбоагрегата уже отработали нормативные сроки, а это составляет около половины установленной мощности ТЭЦ.

Учитывая сроки ввода энергомощностей и факт ускоренного старения действующего оборудования в электроэнергетике, требуется принятие мер по заблаговременному строительству новых генерирующих мощностей и модернизации действующих.

Неблагополучная ситуация складывается и с заменой лифтов в жилом фонде. Как Вы знаете, в Ижевске массовое строительство многоэтажных домов началось в 70-е годы прошлого столетия. Поэтому, учитывая все технические требования безопасности, в ближайшие 5 лет только в городе потребуется замена около 200 лифтов. Без целевой программы здесь не обойтись.

В соседних с Удмуртией регионах такие программы приняты и успешно реализуются: так в г. Пермь действует четырехлетняя программа замены лифтов, при которой планируется заменить 470 лифтов на сумму 500 млн. руб. В г. Казань в 2007 году было выделено 121 млн. руб. на замену 149 лифтов. Целевая программа, действующая в Екатеринбурге, позволит заменить 800 лифтов до 2010 года.

В этой ситуации, учитывая большие затраты на модернизацию, возрастает роль инвестиционных программ.

Деятельность Ростехнадзора направлена на оказание содействия в определении грамотной согласованной инвестиционной политики предприятий.

Так, на ОАО "Ижсталь" инвестиционной программой модернизации предусмотрено около 5 млрд.рублей, а на ОАО "ЧМЗ" разработана и внедряется программа на 5 лет с объемом финансирования более 12 млрд. рублей.

Тем не менее, в целом, темпы обновления оборудования остаются крайне низкими.

Причинами аварий и травматизма на производстве все чаще становятся ошибочные решения специалистов, незнание персоналом элементарных требований безопасности производства работ. Это происходит вследствие неэффективной подготовки и переподготовки кадров. Особенно характерно это для предприятий жилищно-коммунального сектора.

Кроме того, следует отметить не укомплектованность предприятий инженерно-техническими работниками. Это следует отнести практически ко всем крупным промышленным предприятиям.

Третьим фактором риска является уязвимость опасных производственных объектов от возможного проведения диверсий и террористических актов.

Решение проблемы антитеррористической устойчивости промышленных объектов носит комплексный характер и связано с необходимостью совершенствования вопросов обеспечения физической защиты опасных производственных объектов и усиления контроля за выполнением соответствующих требований со стороны предприятий. Это в первую очередь относится к объектам электрэнергетики и вышеупомянутому складу хлора. Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике особое внимание уделяется наличию и техническому состоянию средств защиты и видеонаблюдения на предприятиях.

Четвертое. Реорганизация, реструктуризация и частая смена собственника предприятий снижает внимание руководителей к обеспечению безопасности. Это можно наблюдать на примере Акционерных обществ "Буммаш" и "Ижмаш".

Необходимо также отметить, что часть руководителей предприятий в настоящих условиях все еще рассматривают повышение экономической эффективности своих предприятий за счет снижения затрат на обеспечение промышленной и экологической безопасности.

Вхождение предприятий энергетики республики филиалами в межрегиональные структуры привело к ограничению функций и ответственности руководителей этих предприятий в части обеспечения промышленной безопасности. Такие предприятия требуют повышенного внимания со стороны государственных структур.

Пятое. Все вышеперечисленные риски относятся к эксплуатации опасных производственных объектов, хотя надежность производств закладывается и на этапе проектирования и строительства.

Государственный строительный надзор, проводимый Управлением Ростехнадзора в рамках своих полномочий позволил выявить грубые нарушения Градостроительного кодекса. Это строительство объектов без заключения Государственной экспертизы (ОАО «Ижсталь», нефтедобывающие предприятия).

И это при дефиците мощностей в центральной части города Ижевска. Кроме того данная ситуация снижает надежность энергоснабжения в период «пиковых» нагрузок предстоящего отопительного зимнего периода.

Следует отметить также случаи выдачи органами местного самоуправления разрешений на строительство без заключения Государственной экспертизы и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию без заключения органов Государственного строительного надзора (Администрации муниципальных образований Каракулинского, Завьяловского, Воткинского и Сарапульского районов).

Данные проблемы и факторы риска необходимо учитывать при формировании технической политики на каждом предприятии, эксплуатирующем опасные производственные объекты.

С целью достижения основной задачи - обеспечения безопасной и надежной эксплуатации промышленных объектов, защищенности людей от техногенных катастроф, аварий и несчастных случаев - необходимо:

1.Промышленным предприятиям провести инвентаризацию состояния основных производственных фондов опасных производственных объектов, определить остаточный ресурс эксплуатации технологического оборудования и реализовать мероприятия по модернизации и замене оборудования, отработавшего срок службы.

2.Провести комплекс мероприятий по технической диагностике оборудования, отработавшего нормативный ресурс эксплуатации, с целью установления его работоспособности в период до замены на оборудование, отвечающее современным достижениям науки и техники, а также оптимизации расходов на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, капитальный и текущий ремонт промышленного оборудования.

3. Повышать уровень технологической и производственной дисциплины при эксплуатации опасных производственных объектов, а также создавать условия и экономические стимулы для развития и совершенствования систем управления промышленными рисками.

4. Важнейшей стратегической задачей является создание эффективных систем управления промышленной безопасностью (СУПБ), интегрированных в общие системы управления организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Внедрение современных систем управления промышленной безопасности позволяет создать благоприятные условия, как для снижения риска аварий на опасных производственных объектах до уровня приемлемого на современном этапе развития общества, так и для стабильного и устойчивого развития предприятий.

В республике система управления промышленной безопасностью внедряется недостаточно эффективно. Такие системы внедрены лишь на ОАО "Удмуртнефть" и "Белкамнефть". Эту работу необходимо проводить всем крупным промышленным предприятиям, и в первую очередь таким предприятиям как РОАО "Удмуртгаз" и ОАО "Ижсталь".

Считаю, что назрела необходимость рассмотреть вопросы выполнения норм градостроительного кодекса органами местного самоуправления на ближайшем совещании глав администраций.

Хотелось бы увидеть более активную позицию Ассоциации промышленных предприятий Удмуртии в данных вопросах.

В целом состояние промышленной безопасности в Удмуртской Республике удовлетворительное. Уровень производственной культуры, кадровый потенциал позволяют обеспечить безаварийную работу предприятий и безопасность людей.

Однако, это не повод для самоуспокоения. Требуется постоянный контроль и внимание руководителей всех уровней к вопросам обеспечения промышленной безопасности, и в первую очередь к вопросам замены и модернизации морально и физически устаревшего оборудования.

Только совместными скоординированными усилиями всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций можно обеспечить безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, и тем самым защитить людей, государство и окружающую среду от негативного техногенного воздействия.

Все новости