И еще законопроекты по вопросам социально-трудовой сферы
Рубрика:
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений рассмотрела ряд перспективных законопроектов.
В частности, на нем был одобрен законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)», подготовленный Минтрудом России.
Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма.
Для достижения этих целей Трудовой кодекс РФ предлагается дополнить системой норм.
В частности, предлагается закрепить в ТК и раскрыть содержание базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, их анализе и устранении этих опасностей для улучшения условий труда. Методология для проведения этой работы будет закреплена в рекомендациях Минтруда России, подготовленных на основе лучших практик.
Наряду с установлением обязанностей работодателей, связанных с реализацией новых принципов обеспечения охраны труда, законопроект расширяет права и обязанности работников и профсозных органов по вопросам охраны труда. В этой связи законопроектом предусмотрено личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах.
Законопроект вводит также учет микротравм, полученных работниками, и анализ их причин, и меняет регулирование вопроса обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. В частности, предусматривается обязанность работодателя обеспечивать СИЗами не только по наименованию профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника, а еще и в зависимости от фактически имеющихся на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов.
В соответствии с законопроектом предлагается с 2021 года ввести запрет на работу в условиях труда, которым по результатам специальной оценки условий труда установлен 4-й класс опасности (опасные условия труда). При этом предусмотрено полномочие Правительства России сделать исключения для соответствующих видов профессиональной деятельности, где наличие опасности не зависит от работодателя. В случае установления опасных условий труда работодатель обязан будет уведомить об этом занятых на соответствующих рабочих местах работников, приостановить работы, и с участием работников и их представительных органов разработать план по устранению причин, послуживших основанием для установления опасного класса условий труда, уведомить об этом Роструд с планом мероприятий.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят:
сократить уровень смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшить условия труда на рабочих местах;
способствовать реализации продвигаемой МАСО концепции «Vision Zero» или «нулевого травматизма»;
повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах, защищенность их права на безопасный труд;
обеспечить гибкость работодателя в построении системы управления охраной труда.
Стороны социального партнерства также одобрили поправки в Трудовой кодекс, которые предусматривают право работника в возрасте 40 лет и старше получить освобождение от работы на один рабочий день один раз в год для прохождения диспансеризации с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка.
Законопроектом вводится новая норма, согласно которой работодателю предоставляется право предусмотреть в коллективном договоре или локальном нормативном акте обязанность работника подтверждать использование предоставленного освобождения от работы справкой медицинской организации.
На заседании также одобрен проект постановления Правительства РФ «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год».
Потребность на 2020 год на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определена в размере 104 993 человека, что составляет 72,6 % от потребности на 2019 год.