Новая система оценки охраны труда оставит без работы 40 000 человек
Рубрика:
Минтруд планирует в ближайшие месяцы внести в правительство и утвердить до конца года законопроект о переходе на новую систему оценки охраны труда. Подобная инициатива идёт в фарватере риск-ориентированного подхода, к которому стремятся абсолютно все ведомства. С точки зрения этого подхода, опасные условия труда, которые в нынешних картах специальной оценки имеют класс «4», должны полностью исчезнуть из реалий современной России. Переход к модели управления рисками планируется на 2018-ый год.
В Минтруде поясняют - работодатель должен будет сам определять меры по устранению или снижению уровня выявленных на рабочих местах рисков. Вероятнее всего, за нынешний год будут разработаны некоторые рекомендации, как именно оценивать и нивелировать риск. Однако, остаётся непонятным, как разрешится ситуация с 40 000 работников, занятых на работах с опасными условиями труда – если сейчас им положены льготы и доплаты, то в будущем перспективы туманны. С одной стороны, по новой системе, работать с «неприемлемым» риском – нельзя. Рабочие места должны быть законсервированы до момента, пока риск не станет «приемлемым» или «умеренным». Но что делать с работниками на момент этой консервации – не понятно. Таким образом некоторые строительные профессии, профессии горно-добывающей отрасли, шахтёры и нефтяники, которые осуществляют непосредственную добычу нефти, могут остаться без работы.
«Запрет на работу в опасных условиях труда и при воздействии опасного уровня профессионального риска будет способствовать ликвидации или автоматизации рабочих мест с такими характеристиками, а также дополнительно стимулировать работодателя к улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах» - считают в Министерстве труда. Однако, как показывает практика, работодатель стремится улучшить условия труда в самую последнюю очередь, считая данные траты «необоснованными». Не стоит забывать также и об указах президента, согласно которым к 2020 году должно быть создано 20 миллионов «высокоэффективных» рабочих мест. Как эти стратегии будут сочетаться, и будут ли сочетаться вообще, в настоящее время не известно.