В РОССИИ СЛОЖИЛАСЬ КРАЙНЕ НЕГАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ С ТБО
Рубрика:
Треть от всех экологических правонарушений, выявляемых Росприроднадзором, составляют нарушения в области обращения с отходами. Ситуацию, сложившуюся сегодня на землях населенных пунктов в области обращения с отходами, заместитель руководителя Федеральной службы Амирхан Амирханов охарактеризовал как крайне негативную.
Об этом Амирхан Амирханов сообщил 3 августа на Всероссийском селекторном совещании по вопросу формирования системы обращения с отходами. По его словам, в России в 2014-2015 годах наблюдался прогрессирующий рост образования мест несанкционированного размещения отходов в сравнении с 2013 годом. Всего за 5 лет выявлено свыше 170 тысяч таких мест, и в целом треть всех экологических правонарушений, выявляемых территориальными органами Росприроднадзора, связана с нарушениями в области обращения с отходами. При этом доля ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов, от числа выявленных, составляет сегодня в целом по России около 70%, однако такая цифра достигнута по большей части за счет нескольких регионов-лидеров.
По данным Росприроднадзора на территории РФ ежегодно образуется более 5 млрд т отходов производства и потребления I-V класса опасности. Из них порядка 35-40 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) или более 200 млн м.куб. образуется в результате жизнедеятельности городов. Помимо этого, ТКО образуется от деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, нежилого фонда, крупных производств. Практически весь указанный объем в дальнейшем размещается на полигонах ТКО, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4-5% указанного объёма вовлекаются в переработку. Столь низкий процент вовлечения ТБО в переработку связан как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий-переработчиков.
По мнению Амирханова, ситуацию, сложившуюся сегодня на землях населенных пунктов в области обращения с отходами, можно охарактеризовать как крайне негативную. Количество несанкционированных свалок более чем в 2 раза превышает количество легальных объектов размещения отходов.
Называют несколько главных причин сложившейся ситуации.
Во-первых, низкие нормы накопления ТКО на душу населения: во многих регионах нормы не переустанавливались с советского периода либо же отменены судами по представлениям прокуратуры, т.к. были установлены без участия уполномоченных органов власти. При этом затраты на переработку отходов значительно выше затрат на захоронение. Поэтому отрасль переработки отходов и вовлечение их в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов менее привлекательна для бизнеса.
Во-вторых, низкая экологическая культура населения и отсутствие в стране закона о всеобщем экологическом воспитании и просвещении.
В-третьих, в целом по стране доля затрат на охрану окружающей среды при обращении с отходами от общего объёма природоохранных затрат не превышает 12%. Бюджетное же финансирование данной сферы кратно меньше.
Решить эти проблемы можно лишь путем формирования системы обращения с отходами. В этом году власти субъектов РФ должны установить предельные тарифы на обращение с ТКО, выбрать региональных операторов, разработать программы в области обращения с отходами и территориальные схемы в области обращения с отходами. Территориальная схема должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Срок разработки территориальных схем истекает 26 сентября 2016 года. На сегодняшний день в Росприроднадзор поступило на согласование всего 14 территориальных схем, из них согласованы и готовы к утверждению – 5 схем (Ростовская область, Ямало-Ненецкий АО, Москва, Воронежская и Тюменская области). Еще 9 регионам в согласовании схем отказано, они нуждаются в оперативной доработке и повторном представлении (Ставропольский край, Чукотский АО, Республика Татарстан, Ульяновская, Саратовская, Мурманская, Омская, Томская и Белгородская области). Не приступили к разработке схем в области обращения с отходами в 3 субъектах (Республике Северная Осетия-Алания, г. Севастополь и Республике Крым). Отсутствие территориальной схемы не позволит данным регионам провести выбор регионального оператора по обращению с ТКО.
По мнению Амирхана Амирханова, необходимо предусмотреть в КоАП РФ административную ответственность для региональных операторов за неисполнение своих обязанностей, повлекшее неблагоприятные последствия. Кроме того, следует дополнить требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, а также разработать современные требования к проектированию, эксплуатации и рекультивации объектов размещения отходов, направленные на минимизацию воздействия на природную среду.