Предполагается унификация одинаковых по своему фактическому содержанию составов преступлений, отнесенных к различным (отдельным) преступлениям, в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах
Рубрика:
Разработаны поправки к действующему Уголовному кодексу в целях оптимизации и приведения в соответствие с действующим законодательством составов преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ, дифференциации формальных и материальных составов таких преступлений, а также унификации наказаний за нарушения обязательных требований промышленной безопасности. С законопроектом можно ознакомиться на федеральном портале нормативных правовых актов.
Как указано в пояснительной записке к документу Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее-законопроект) разработан в целях оптимизации и приведения в соответствие с действующим законодательством составов преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ, дифференциации формальных и материальных составов таких преступлений, а также унификации наказаний за нарушения обязательных требований промышленной безопасности.
За 2013-2015 годы на опасных производственных объектах произошло 457 аварий, приведших к гибели 619 человек.
За тот же период осуждено по вступившим в законную силу приговорам суда (или вынесены судебные акты по уголовным делам в отношении ниже указанных лиц):
- за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса Российской Федерации) – 400 лиц;
- за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 Уголовного кодекса Российской Федерации) – 18 лиц;
- за нарушение правил безопасности при строительстве или эксплуатации магистральных трубопроводов (статья 269 Уголовного кодекса Российской Федерации) – 2 лица;
- за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия – 2 лица.
Данная ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования правового механизма привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, как приведших к авариям на опасных производственных объектах, так и могущих повлечь такие аварии в будущем. Вместе с тем, в связи с незначительным числом лиц, осужденных по статьям 217 и 269 Уголовного кодекса Российской Федерации относительно числа лиц осужденных по статье 216 Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразно унифицировать составы преступлений, различающиеся по предмету, но аналогичные по объекту преступного посягательства, состоящему в нарушении обязательных требований в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, и установить единые условия наступления ответственности за их совершение. Также необходимо законодательно разграничить уголовную ответственность за нарушения правил безопасности при производстве строительных и иных работ и ответственность за нарушения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Законопроектом предусмотрена унификация одинаковых по своему фактическому содержанию составов преступлений, отнесенных действующей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации к различным (отдельным) преступлениям, в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также дифференцирование указанных составов от составов преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности при производстве строительных и иных работ, не связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Законопроект также предусматривает более четкое, чем в действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации, разделение формального состава преступления в области промышленной безопасности, при котором ответственность наступает за нарушения, могущие повлечь тяжкие последствия, и материального состава преступления, при котором ответственность наступает за вред, фактически причиненный таким нарушением. Одновременно с отделением материальных составов преступлений в области промышленной безопасности от формальных составов предлагается исключить уголовную ответственность за однократное нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, могущее повлечь смерть человека (формальный состав преступления) и установить уголовную ответственность за повторное грубое нарушение обязательных требований в области промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Таким образом, предлагаемые изменения носят комплексный характер. Принятие законопроекта позволит установить четкие квалифицирующие признаки преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, соответствующие действующему законодательству в указанной области, а также дифференцировать их от признаков преступлений в области безопасности при производстве строительных и иных работ.
При этом введение уголовной ответственности за повторные административные правонарушения в области промышленной безопасности позволит сократить количество аварий на опасных производственных объектах, происходящих по причине систематических нарушений требований промышленной безопасности на отдельных опасных производственных объектах и, что важнее всего, предотвратить гибель большого числа людей, занятых на таких объектах.
Принятие предлагаемых изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации будет способствовать повышению уровня безопасности при строительстве эксплуатации опасных производственных объектов и при этом не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.
Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 300.