Почему в Уфе ломаются лифты?
Рубрика:
Недавно в Москве произошел трагический случай. В результате падения лифта в одной из многоэтажек на юго-западе Москвы погиб грудной ребенок. Сейчас СКР завел уголовное дело, начались обыски в управляющей и эксплуатирующих компаниях, отвечающих за лифт. В этом материале мы попытались выяснить, существуют ли проблемы с лифтами в Уфе, можно ли предотвратить трагедию и насколько добросовестно относятся к своей работе уфимские компании, занимающиеся установкой и обслуживанием пассажирских лифтов в Уфе.
Как поломка лифта может испортить жизнь
Даже незначительная поломка лифтов может усложнить жизнь. Так случилось с уфимцем, членом паралимпийской сборной Российской Федерации по фехтованию Маратом Юсуповым. Из-за несущественной поломки паралимпийцу пришлось ночевать на работе три дня. Проживает Марат на шестом этаже.
В беседе Марат Юсупов рассказал, что инцидент произошел в пятницу вечером. Когда обнаружилось, что лифт не работает, Марат сразу же позвонил в диспетчерские и аварийные службы. Однако на том конце провода ответили, что не ремонтируют лифты в выходные, и обещали держать ситуацию на контроле. Вопрос продержали на контроле до понедельника. После инцидента в организации «Уфалифт» Марату пообещали, что такие ситуации больше не повторятся и подобное будет браться под особый контроль.
Марат Юсупов, член паралимпийской сборной Российской Федерации по фехтованиюМарат Юсупов: «Роль сыграл человеческий фактор – дежуривший в пятницу диспетчер действовал по своему усмотрению. Но не осталось в стороне и недобросовестное отношение управляющих компаний, ведь по закону они должны обеспечивать мобильные подъемные устройства для инвалидов».
«Позвонил зам. директора «УфаЛифт», проблему устранили за 5 минут. Рассказал ему, что из-за пассивности диспетчерской и аварийной служб люди мучились 3 дня. И это не частный случай, такое случается периодически…» – написал Марат на своей странице Facebook.
«Периодически попадаю в такую ситуацию, тоже передвигаюсь на коляске. Ни выйти, ни зайти домой не могу! На звонки в аварийную службу отвечают: «Это ваши проблемы, как вы будете спускаться!» – пишет ему в ответ Владлена Валитова.
Мы попытались выяснить, почему крупнейшая компания по установке и обслуживанию лифтов не смогла помочь в такой банальной ситуации, а также почему в Уфе ломается пассажирское подъёмное оборудование. Но, к сожалению, в «Уфалифте» отказались давать какие-либо комментарии.
Наш источник в обслуживающей лифты компании, который пожелал оставаться неназванным, сообщил, что срок эксплуатации лифта – 25 лет, либо тот, что указан в паспорте. По его словам, сроки не соблюдаются, лифтов очень много и компании не успевают их менять. Хотя компаний достаточно – как крупных игроков, так и мелких организаций. Точные данные по количеству обслуживающих фирм источник указать отказался.
Как власти пытаются помочь
Пять лет в Башкирии действовала республиканская программа по замене и модернизации лифтов. В то время на ProUfu.ru писали, что сама адресная программа финансируется из трех источников: бюджета республики, бюджета города и за счет собственников многоквартирных домов.
Напомним, тогда из бюджета республики было выделено 65 млн рублей, примерно столько же выделяла городская администрация, 5% расходов легло на плечи собственников. Без проблем не обошлось – государственный заказ публиковался не на официальных порталах государственной власти, а на сайтах частных контор. Тем самым неопределенное количество потенциальных подрядчиков не имело информации о тендере.
В конкурсной документации говорилось о необходимости наличия у участника конкурса опыта работ, предоставление об этом свидетельств. С формальной точки зрения, никто и не требовал наличия такого опыта, а по факту такие бумаги давали вполне конкретные баллы при конкурсе. Пожелавшие остаться неназванными некоторые игроки этого рынка прямо говорили о том, что реализуемая схема конкурсов и распределения подрядов на замену лифтов была направлена на аффилированные с властями организации.
Как сообщается на сайте правительства, в рамках программы за 2011-2014 годы было заменено 483 лифта на общую сумму 733 млн рублей, в том числе из средств бюджета республики – 345,4 млн рублей. В декабре 2014 года Программа была признана утратившей силу. Однако лифты так и продолжают ломаться.
Сейчас, после трагических событий в Москве, активисты «Молодой Гвардии» в рамках федерального проекта «Урбания» взяли под контроль неработающие лифты. Была запущена горячая линия, куда поступают звонки от граждан. После обработки звонков активисты совместно с экспертами по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности совершают выезды на места выявленных проблем. После анализа ситуации принимаются меры для их устранения.
Мингазова Алина, руководитель по связям с общественностью, «Молодая Гвардия»:
«В настоящее время выявлено 200 неработающих лифтов. Чаще всего жители жалуются на поломку лифта, часто застревают люди. К счастью, трагических случаев со смертельным исходом не было, но были вопиющие. Например, когда в шахту вместе с людьми упал лифт, тогда никто не пострадал, так как лифт был на первом этаже, но при другом раскладе последствия могли быть неисправимыми. Также на улице Пархоменко сгорел лифт – его до сих пор не заменили. Также часто жители Уфы жаловались, что двери в шахту открывались, но сам лифт не приезжал. В темноте, люди могли шагнуть в шахту и покалечиться».
Кстати, некоторым жителям города приходится обходиться без лифта долгие годы. Однажды в Уфе по адресу ул. Худайбердина, 36 в результате несчастного случая сгорел лифт, но поменять его обещают только в 2018 году, либо предлагают жильцам поменять за собственный счет.
Многие заявители тогда рассказывали, что уже обращались в управляющие компании, но проблемы так и не были решены. Кстати, если ориентироваться на сайты компаний, занимающихся продажей лифтового оборудования, примерная стоимость пассажирского лифта –1,5 млн рублей.
Сейчас на горячую линию продолжают поступать обращения. Любой житель республики может позвонить на номер 8-937-357-51-54 и оставить информацию.
«Горячая линия» работает ежедневно с 10.00 до 18.00. Акция продлится до 18 февраля.
Артем Колчин,Руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ, компания «ХЕДЗ»Артем Колчин, Руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ, компания «ХЕДЗ»:
«Существует комплекс факторов – почему лифты своевременно не меняются, падают в шахты, зажимает людей дверьми. Основным фактором стоит «перекидывание» ответственности за состояние лифта между управляющими компаниями и специализированными организациями, которые по договору осуществляют техническое обслуживание лифтов, а также панибратские отношения между вышеуказанными организациями. Управляющие компании не следят, как выполняет специализированная организация обслуживание лифта, ежемесячно подписывает акты выполненных работ и все хорошо, до тех пор, пока с лифтом что-нибудь не случилось. Можно ли предотвратить трагедии – да! В больших городах есть множество компаний, которые занимаются обслуживанием лифтов, но их никто не контролирует. Государству необходимо взять на контроль такие технически сложные объекты как лифты. Ранее лифты принимались специальной комиссией, в присутствии представителя Ростехнадзора, соответственно, был контроль со стороны Государства. Сейчас же этого нет.
Автор: Лидия Богатырева