Правоприменение в градостроительной деятельности в Российской Федерации
Рубрика:
В соответствии с пунктом 9 плана мониторинга Минстроем России, Минрегионом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 15 федеральных законов.
В 2013 году издано 13 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Градостроительного кодекса.
Вместе с тем при изучении материалов правоприменения в данной сфере правоотношений по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 8 положений Градостроительного кодекса.
При изучении указанных материалов по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлена необходимость корректировки положений Градостроительного кодекса.
В соответствии с Градостроительным кодексом документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии ими решений, связанных со строительством и развитием территории, и должны обеспечивать создание безопасных и благоприятных условий при осуществлении градостроительной деятельности. Вместе с этим в настоящий момент отсутствуют правовые основания для разработки программ развития транспортной и социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, а также полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по регулированию указанных вопросов.
В целях устранения выявленных проблем, а также в целях обеспечения доступности объектов транспортной и социальной инфраструктур для населения при застройке территорий муниципальных образований Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 469735-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части разработки программ развития транспортной и социальной инфраструктуры".
В ходе проведения мониторинга правоприменения установлены несогласованность в правовом регулировании отдельных вопросов подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории, отсутствие единого понятийного аппарата. Кроме того, не урегулирован вопрос обязательного использования результатов инженерных изысканий при подготовке документации по планировке территории, в связи с чем в настоящее время при разработке такой документации не учитываются природные условия и факторы техногенного воздействия, имеющие существенное значение для обоснования решения о застройке территории, в том числе и для обеспечения безопасного размещения объектов.
На решение указанной проблемы направлен разработанный Минрегионом России проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории".
Градостроительным законодательством Российской Федерации предусмотрены создание и ведение электронных информационных систем на муниципальном и федеральном уровне, но на данный момент отсутствуют правовые механизмы, позволяющие обеспечить реализацию указанных функций. В связи с этим в целях формирования комплексной системы информационного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти Минрегионом России подготовлен с учетом материалов правоприменительной практики проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования информационного обеспечения градостроительной деятельности".
При анализе информации, поступившей в ходе мониторинга правоприменения, выявлено отсутствие возможности внесения в документы территориального планирования изменений, затрагивающих отдельную область градостроительной деятельности, в связи с чем при необходимости внесения изменений, связанных с размещением объектов регионального или местного значения, относимых, например, к области энергетики, субъекты градостроительной деятельности вынуждены подготавливать схему территориального планирования (или генеральный план) в полном объеме, что требует временных затрат и значительных расходов бюджетных средств.
В связи с этим планируется организовать работу Минрегиона России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", направленного на совершенствование процедуры внесения изменений в документы территориального планирования, в котором будет предусмотрена возможность внесения изменения только в ту часть документов территориального планирования, которую необходимо актуализировать.
В ходе осуществления мониторинга правоприменения установлено отсутствие четких критериев разграничения временных построек и объектов капитального строительства, а также регламентации полномочий по установлению таких критериев. В целях устранения выявленных пробелов Минстроем России разработан проект федерального закона "О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации", устанавливающего полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности по утверждению критериев отнесения объектов к временным постройкам.
Анализ информации бизнес-сообщества о проблемах правоприменения (подпункт "с" пункта 8 методики), влияющих на активность предложений на рынке недвижимости, выявил наличие административных барьеров, являющихся следствием излишне регламентированной и чрезвычайно громоздкой системы получения исходно-разрешительной документации на осуществление строительства.
С учетом изложенного и по результатам изучения предложений, поступивших от предпринимательских структур, Минстроем России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", устанавливающего перечень отдельных видов подготовительных работ, которые могут выполняться застройщиком до получения разрешения на строительство. Предлагаемые изменения позволят существенно сократить сроки начала строительства, создать условия для повышения предпринимательской активности в области строительства.
Действующий в настоящее время перечень документов, необходимых для проведения проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, определенный пунктом 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", чрезмерен и не совершенен с точки зрения фактического применения.
Так, не урегулированы порядок представления документов и вопрос их систематизации и унификации по видам.
В связи с этим Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", которым предусматривается сокращение количества представляемых застройщиком документов и детализируется порядок их представления.
При проведении мониторинга правоприменения в указанной сфере выявлено наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего и специального характера, регулирующими однородные отношения (подпункт "а" пункта 10 методики).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса проект организации строительства объекта капитального строительства входит в перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство. Однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" разработка проекта организации строительства необходима только для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.
С учетом изложенного планируется организовать работу Минстроя России по разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", предусматривающего установление обязанности по разработке проекта организации строительства объекта капитального строительства независимо от источников его финансирования.
В соответствии с Градостроительным кодексом заключение о результатах публичных слушаний проектов генеральных планов территорий публикуется в обязательном порядке. Однако карты проектов генеральных планов закрытых административно-территориальных образований являются документами с грифом "ДСП" и "Секретно", которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" не подлежат обнародованию и вынесению на публичные слушания, что делает их согласование и утверждение невозможным в рамках законодательства Российской Федерации (подпункт "с" пункта 8 методики).
В целях решения данной проблемы планируется организовать работу Минрегиона России по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предусматривающего наделение Минрегиона России полномочиями по утверждению особого состава и порядка подготовки документов территориального планирования закрытых административно-территориальных образований, порядка согласования, порядка подготовки изменений и внесения их в такие документы.
Принятие указанных актов потребует проведения ревизии нормативных правовых актов в области градостроительства, в связи с чем планируется организовать работу Минрегиона России и Минстроя России по представлению в Правительство Российской Федерации предложений по переработке нормативных правовых актов в области градостроительства.
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
Правительство Российской Федерации