Внесены изменения в закон о промышленной безопасности
Рубрика:
Сфера применения обоснования безопасности опасных производственных объектов будет расширена. Теперь применять обоснование безопасности можно на стадии проектирования объектов, строительства и реконструкции. Соответствующий закон подписал Президент РФ Владимир Путин. Возможность отступать от требований промбезопасности объекта при его эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации через разработку обоснования безопасности была закреплена в законодательстве о промбезопасности в 2013 году. Доработка закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» велась в формате Открытого правительства.
Подписанные Президентом поправки направлены на совершенствование законодательства в области промышленной безопасности, устранение правовых коллизий и снижение административных барьеров при проектировании и строительстве опасных производственных объектов. Федеральный закон также устанавливает имущественную ответственность организации, выдавшей положительное заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования, если в результате его применения причинён вред.
Изменение подходов в области обеспечения промышленной безопасности широко обсуждалось в формате Открытого правительства 4 года назад, архитектура реформы была темой одной из встреч членов Экспертного совета при Правительстве с Премьер-министром Дмитрием Медведевым, предложения экспертов тогда были поддержаны Председателем Правительства. Поправки в закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были утверждены 4 марта 2013 года. В соответствии с документом, с 1 января 2014 года контрольная и разрешительная деятельность Ростехнадзора дифференцирована по степени риска и масштаба последствий аварий. Промышленные объекты были разделены на четыре класса, максимальный контроль оставлен лишь за объектами I и II классов.
Формат Открытого правительства позволил сдвинуть с места решение проблемы, которая была очевидна всем в течение многих лет. Буквально в ручном режиме был составлен реестр критериев и самих объектов. В результате этой титанической работы был внедрён подход, в рамках которого постоянный контроль и надзор, который ранее осуществлялся на более чем 290 тыс. опасных объектов, был реорганизован. На сегодняшний день количество объектов, которые входят в режим постоянного надзора, составляет порядка 9 тыс. Остальные объекты распределены по категориям меньшего риска. Таким образом, мы смогли сфокусировать основные направления надзора на объектах, которые представляют наибольшие риски, и реализуем систему надзора, как планового, так и внепланового, исходя из оценки уровня и степени рисков у этих объектов. На такой формат "умного контроля" в ближайшее время перейдут и другие надзорные органы — участники приоритетной программы по реформе госконтроля», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Ростехнадзор стал первым контрольно-надзорным ведомством в Российской Федерации, реализовавшим принципы риск-ориентированного контроля и надзора, которые легли в основу приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. План реформы утверждён президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в декабре 2016 года, старшим должностным лицом является министр РФ Михаил Абызов.
В первый год после внедрения статической модели риск-ориентированного контроля и надзора (2014 год) Ростехнадзор сократил на 58% общее количество плановых проверок, а вместе с внеплановыми сокращение составило 27%. Число плановых проверок, проведённых ведомством в 2016 году, уменьшилось по сравнению с 2014 годом на 19%, число проверок, заявленных на 2017 год, — на 7,36% меньше показателей 2014 года.
Количество плановых проверок других надзорных ведомств, использующих риск-ориентированный подход, снижается ещё более значительно. Так, у МЧС плановых проверок в 2016 году было на 34% меньше, чем в 2014, а на 2017 год заявлено почти на 48% меньше проверок, чем в 2014. Роспотребнадзор в 2016 году сократил свои плановые проверки на 45% по сравнению с 2014 годом, число заявленных на 2017 год уменьшилось на 32% (к 2014). Роструд в прошлом году провёл на 35% проверок меньше, чем в 2014 году, на текущий год запланировал на 44% меньше. Количество проверок Россельхознадзора сократилось за 2 года на 71%, Ространснадзора — на 46%. МВД в 2016 году провело почти на 70% плановых проверок меньше, чем в 2014, а план на 2017 год на 81% меньше, чем было 3 года назад. В Росздравнадзоре сокращение проверок за 2 года составило более 17%, в Росприроднадзоре — 34%, в ФАС — 45%. На 2017 год Росприроднадзор и ФАС запланировали на 56% меньше проверок, чем 3 года назад.
Совершенствование системы госконтроля на промышленных производствах будет продолжено. Ростехнадзор стал одним из 12 контрольно-надзорных органов, которые будут в приоритетном порядке участвовать в приоритетной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Соответствующий ведомственный план утверждён проектным комитетом реформы в начале марта.