Ростехнадзором определены "пилотные регионы" для ликвидации экологического ущерба
![](https://prominf.ru/files/styles/news_medium/public/default_images/no-photo.jpg)
Рубрика:
Вчера, 21 февраля, на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрен вопрос «О создании правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью», который представил руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
Понятие «экологический ущерб» в законодательстве не определено, однако, в природоохранном, природоресурсном, гражданском законодательстве есть понятия «вред окружающей среде», «ущерб», «убытки» и др., исходя из которых «экологический ущерб» - такое состояние природных объектов, которое характеризуется их загрязнением, превышающим нормативы качества и препятствующим использованию этих объектов по целевому назначению.
По словам К.Пуликовского, накопленный экологический ущерб обусловлен прошлой многолетней деятельностью предприятий и выражается в опасных концентрациях загрязняющих веществ в почве, воде, воздухе; загрязнения накапливаются преимущественно в почвах (землях) с учетом биогеохимических процессов и депонирующих свойств почв.
Согласно Государственным докладам о состоянии и об охране окружающей среды, в 140 городах России уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Оценка площадей территорий, квалифицируемых как территории, подвергнутые «экологическому ущербу» по данному параметру, составляет в пределах от 10 до 20 тыс. кв. км. В границах этих территорий проживает порядка 60 млн. чел.
Около 1 млн. человек проживает на территориях, уровень загрязнения на которых оценивается как «опасный»
В последние годы в результате роста промышленного производства с использованием устаревших технологий, наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду (увеличение выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов), сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ преимущественно в почвах (землях).
«Важно отметить, что в большинстве случаев загрязненные территории располагаются на землях (земельных участках) далеко за пределами земельного участка, в границах которого находится предприятие, что осложняет проблему ответственности за ликвидацию загрязнения и применения правовых и инвестиционных инструментов ликвидации экологического ущерба.
Правовые инструменты, а именно, ответственность собственников и владедьцев земель (земельных участков) за реабилитацию территорий, поддержание земель в надлежащем состоянии, определены в земельном законодательстве, законодательстве о лесе, воде, недрах», - сказал К.Пуликовский.
Федеральным законодательством определена публичная (федеральная, субъекта Федерации, муниципальная) и частная собственность на земли.
Инвестиционные инструменты (предусматривающие возможность финансирования мероприятий по ликвидации экологического ущерба и реабилитации территорий) предусмотрены бюджетным законодательством.
В отношении частных собственников земель – ситуация проста: работы по ликвидации загрязнений должны проводиться за их счет.
Публичный собственник (федерал, регион, местное самоуправление) может использовать инструменты, предусмотренные бюджетным законодательством:
- планирование бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), исполняющими обязанности публичного собственника земель;
- бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности, порядок которых определен статьей 79 БК РФ;
- средства Федерального фонда софинансирования расходов в соответствии со статьей 132 БК РФ;
- долгосрочные целевые программы, порядок финансирования которых установлен статьей 179 БК РФ;
- средства Инвестиционного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 179.2 БК РФ;
- ведомственные целевые программы (статья 179.3 БК РФ).
Таким образом, правовые и инвестиционные инструменты уже предусмотрены законодательством, нужна их «настройка», разработка правовых актов и методических документов, регламентирующих их применение.
Разработка таких правовых актов предусмотрена Планом первоочередных мероприятий (2008-2010 годы) по ликвидации экологического ущерба, подготовленным Ростехнадзором.
Проект Плана содержит перечень мер по созданию методической базы (критерии, методики) и институтам (реестр загрязненных территорий).
В него включены меры по оценке уровня загрязнения территорий, критерии отнесения к «опасному уровню», ранжирование по степени загрязнения и по собственности (федеральная, региональная, муниципальная), создание реестра «опасных территорий», порядок подготовки заявок на предоставление субсидий бюджетов более высокого уровня для реабилитации территорий.
Вместе с тем, Планом предусмотрены мероприятия по разработке законодательных и иных правовых актов, направленных на предотвращение текущего загрязнения путем стимулирования модернизации производства и внедрения экологичных технологий.
Также Планом предусматривается проведение уже в ближайшие годы работ по ликвидации загрязнений на территориях и объектах, находящихся в кризисном экологическом состоянии (в «пилотных регионах»). С учетом ранее данных поручений Правительства, в качестве пилотных регионов предлагаются Иркутская и Кемеровская области. Для проведения указанных работ предлагается привлечение средств заимствования международных финансовых организаций (средств займа Международного банка реконструкции и развития по проекту «Ликвидация экологического ущерба в Российской Федерации», предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (приложения 45, 46).
Источник: udmnews.ru