Разработка системы страхования перевозок опасных грузов
Рубрика:
В отраслевом сообществе идут дискуссии о том, чтобы внести поправки в N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» или создать отдельные нормативные акты, так как ни обязательного, ни временного страхования перевозок опасных грузов в России нет.
По словам начальника управления страхования транспортных операторов АО «СОГАЗ» Алексея Назина, сейчас перевозчики могут страховаться в добровольном порядке. «Конечно, есть определенный процент перевозчиков, страхующих свои риски, но большая часть все равно относятся к этой мере, как к излишним расходам, утяжеляющим бизнес», - пояснил он.
А. Назин отметил, что в среднем при участии автомобильного грузового транспорт на территории России происходит около 500 инцидентов в год с теми или иными последствиями. Но даже если авария не приводит к трагическому исходу, в любом случае имеют место затраты на ликвидацию последствий происшествия, а также происходит расход временных ресурсов, потерянных в пробках, образованных в результате происшествия.
Если же последствия столкновения имели более серьезный характер, компания рискует стать банкротом. «Все мы помним аварию во Франции, когда бензовоз столкнулся с пассажирским автобусом. В результате погибли 49 человек. Известно, что на западе очень суровое законодательство и вполне возможно, что в адрес перевозчика от пострадавших будут направлены серьезные иски, а это может повлечь за собой банкротство компании», - пояснил А. Назин.
Проблема заключается еще и в том, что как в обычных автомобильных грузовых перевозках, так и при перевозке опасных грузов операторские ставки очень низкие и у перевозчиков фактически нет средств на обеспечение безопасности, устранение рисковой составляющей и т.д. Плюс ко всему квалификация водителей также оставляет желать лучшего.
«Если не предпринимать дальнейших шагов, то это может повлечь массовую аварийность. Такое направление, как перевозка опасных грузов должно выйти из серой зоны», - заявил он.
Также, по мнению А. Назина, на основе зарубежного опыта можно применить практику страхования непосредственно катастрофических убытков, то есть тех, что повлекут неизбежное банкротство перевозчиков. Для каждой компании, занимающейся транспортировкой опасных грузов, можно рассчитать тот уровень убыточности, который она сможет взять на себя. Все то, что сверх возможностей нужно перенести во вмененное страхование.
Александра Можаровская