Правоприменение в области добровольной пожарной охраны в Российской Федерации
Рубрика:
В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга МЧС России, Ростехнадзором, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменительной практики в сфере действия Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее - Федеральный закон N 100), а также подзаконных нормативных правовых актов.
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принят 1 федеральный закон.
В 2013 году издан 1 подзаконный нормативный правовой акт, необходимость принятия которого связана с реализацией положений Федерального закона N 100.
При изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 1 положение Федерального закона N 100.
В ходе анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлена необходимость корректировки положений Федерального закона N 100.
В настоящее время отсутствуют правовые условия поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на предупреждение и (или) тушение пожаров.
В целях создания благоприятных условий для формирования добровольных объединений граждан в данной сфере Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 448418-6 "О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", относящий к одному из видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Реализация данного проекта федерального закона позволит активизировать работу по пожарной безопасности в населенных пунктах и на большинстве предприятий, расположенных на территории Российской Федерации.
В ходе изучения материалов мониторинга правоприменительной практики установлено, что в настоящее время Федеральный закон N 100 не устанавливает для добровольной пожарной команды или дружины задач по профилактике пожаров и по проведению аварийно-спасательных работ, не регламентирует требования охраны труда для добровольцев или волонтеров, устанавливает необходимость прохождения дополнительных юридических процедур, связанных с государственной регистрацией общественных организаций пожарной охраны, ограничивает круг лиц, которые могут стать добровольными пожарными в объектовой добровольной пожарной команде или дружине.
В целях совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны, стимулирования участия граждан в деятельности добровольной пожарной охраны, устранения выявленных пробелов в правовом регулировании данной сферы общественных отношений МЧС России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране".
Проект федерального закона устанавливает задачи добровольных пожарных дружин и команд по участию в профилактике пожаров и задачи добровольных пожарных команд по участию в проведении аварийно-спасательных работ, относит выполнение требований охраны труда к одному из принципов деятельности добровольной пожарной охраны, дает определение понятия участия в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ, исключает обязательную государственную регистрацию общественных организаций пожарной охраны и территориальных подразделений добровольной пожарной охраны, расширяет круг лиц, которые могут быть добровольными пожарными. Принятие данного федерального закона позволит повысить эффективность правового регулирования создания и деятельности добровольной пожарной охраны, разграничить участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, осуществляемое добровольной пожарной охраной, и руководство тушением пожаров, упростить процедуру создания общественных объединений пожарной охраны.
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
Правительство Российской Федерации