Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений законодательства об экологической экспертизе
Рубрика:
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман по результатам проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации проверки внес Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергею Донскому представление. В акте прокурорского реагирования Генпрокуратура России предлагает принять меры к устранению нарушений законодательства об экологической экспертизе и привлечь к ответственности допустивших их должностных лиц.
Установлено, что вопреки требованиям Федерального закона «Об экологический экспертизе» и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования чиновники должным образом не обеспечили рассмотрение представленной ООО «ВЭБ Инжиниринг» на экспертизу проектной документации «Реализация мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».
При этом Росприроднадзор необоснованно утвердил положительное заключение экспертизы, реализация которого создает условия для деградации и полного уничтожения уникальной экологической системы Байкальской природной территории.
Ведомство и управление Росприроднадзора по Иркутской области в 2014 году в течение месяца приняли противоречащие друг другу решения по результатам рассмотрения проектной документации.
В частности, в связи с несоответствием представленных материалов природоохранному законодательству комиссия регионального управления выдала отрицательное заключение. Экспертами был сделан вывод о необходимости переработки проекта в соответствии с замечаниями, изложенными в заключении.
Вместе с тем, спустя 4 дня аналогичная проектная документация была повторно представлена ООО «ВЭБ Инжиниринг» для проведения экспертизы в Росприроднадзор. По результатам ее рассмотрения было утверждено положительное заключение.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом изложенных замечаний. Однако изучение утвержденного приказом Росприроднадзора положительного заключения экспертизы проектной документации показало, что оно не содержит всестороннего анализа устранения заказчиком замечаний, отмеченных в ранее выданном отрицательном заключении.
В частности, согласно выводам регионального управления Росприроднадзора, территория предполагаемых работ находится в зоне повышенной сейсмической активности и техногенная авария или природная катастрофа может привести к разрушению объектов размещения отходов, прорыву искусственных дамб и попаданию токсичных веществ в озеро Байкал, что повлечен негативные последствия для жителей поселка Созлан.
Кроме того, при реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат», предполагается использование новой технологии их обезвреживания, которая государственную экологическую экспертизу Росприроднадзора не проходила. Также не предусмотрено проведение необходимых мероприятий по инженерной защите территории от опасных геологических процессов.
Так, по информации ФГБУ «Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук», полученной прокуратурой Иркутской области, в одобренной Росприроднадзором документации отсутствуют данные о физико-химических характеристиках получаемого при проведении соответствующих работ камнеобразного монолита, в результате чего невозможно оценить риск его размещения на сейсмоактивной территории.
В ходе проверки также выявлено, что размещение образуемых в процессе реализации проекта отходов предполагается на Созланском и Бабхинском полигонах, расположенных на землях населенных пунктов в зоне селевых потоков и не включенных в государственных реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, заказчик экспертизы также в полной мере не проработал вопросы функционирования очистных сооружений, охраны атмосферного воздуха, почвы, растительного мира, рекультивации земель.
По данным фактам Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство природных ресурсов и экологии российской Федерации 24 июня 2015 года была направлена информация. В ответе на нее органам прокуратуры необоснованно предложено оспорить названное заключение в судебном порядке. При этом не принято каких-либо мер по устранению отмеченных нарушений законодательства и противоречий между решениями центрального аппарата Росприроднадзора и его территориального органа. Кроме того, федеральным законодательством не установлен исключительно судебный порядок признания заключения государственной экологической экспертизы недействительными, а только допускается обращение заинтересованных лиц в суд.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведомство осуществляет контроль деятельности Росприроднадзора, вправе приостанавливать в случае необходимости решения подведомственных федеральных служб или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.
Изложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Министерством и Росприроднадзором своих полномочий в сфере охраны окружающей среды, организации и проведения государственной экологической экспертизы, а также об ослаблении Минприроды России контроля за деятельностью Росприроднадзора.