Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

февраль 2019

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

4 июля 2018

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков в целях планирования проверок на 2019 год.  Данные ранжированы по регионам. Указаны полное наименование организации, ИНН, ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

4 июля 2018

Федеральным законом от 27.06.2018 г. № 157-ФЗ внесены изменения в ст.ст. 253, 256, 258, 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3 июля 2018

Ростехнадзор информирует об авариях и несчастных случаях, по которым завершено расследование.

Поиск по сайту

Теги

Д.И. Фролов: «Совершенствование энергетического надзора зависит от его законодательного обеспечения»

14 декабря 2016
14 декабря 2016

Начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Д.И. Фролов в интервью журналу «Безопасность труда в промышленности» представил анализ аварийности в энергетике в 2016 г. и ответил на ряд вопросов главного редактора журнала. 

— Уважаемый Дмитрий Иванович, 31 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения». Приступил ли Ростехнадзор к осуществлению новых полномочий? Планируются ли какие-либо изменения в этой сфере законодательства?

— В связи с тем, что Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения» (далее — Федеральный закон № 132-ФЗ) вступил в силу 31 июля 2016 г. Ростехнадзор на 2017 г. планирует проведение плановых проверок в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Следует отметить, что его положения не только определяют полномочия по выполнению контрольно-надзорных мероприятий в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций, но и вид нормативно-правового документа, устанавливающего требования безопасности в сфере теплоснабжения, а именно Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее — Правила), а также предмет их регулирования. Это позволит обновить в значительной степени устаревшие Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (последняя редакция правил 2003 г.).

Полномочиями по утверждению Правил наделено Минэнерго России. В настоящее время в Минэнерго России создается рабочая группа по разработке Правил, в которую войдут представители Ростехнадзора.

С учетом задач по снижению «административного давления на бизнес» в условиях имеющейся экономической ситуации при подготовке Федерального закона № 132-ФЗ мы исключили потребителей тепловой энергии из категории субъектов, подлежащих федеральному государственному энергетическому надзору в сфере теплоснабжения.

Кроме того, в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (вместе с Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении) (далее — Постановление № 1114) Ростехнадзором 25 апреля 2016 г. выпущены приказы № 157 «Об утверждении формы и порядка оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении» и № 158 «Об утверждении формы и порядка оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении», утвердившие указанные нормативные акты.

Они применяются при оформлении отчетов и актов при расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии.

Полученные Ростехнадзором сведения позволят систематизировать аварийность объектов теплоснабжения на территории Российской Федерации для принятия необходимых мер для ее снижения.

— 22 августа 2016 г. на Рефтинской ГРЭС произошла авария, имевшая достаточно серьезные последствия для электроэнергетики страны. Что послужило причиной аварии и разработаны ли мероприятия для предотвращения подобных случаев?

— Причинами аварии по заключению комиссии стали короткое замыкание в конденсаторе связи и несрабатывание защит вследствие отказа автоматики. Разрушение конденсатора связи ВЛ 220 кВ «Анна — Рефтинская ГРЭС» произошло вследствие пробоя изоляции встроенных емкостных элементов с возникновением электрической дуги (короткое замыкание).

Авария стала следствием отказа защитной автоматики Рефтинской ГРЭС и ошибок, допущенных ее персоналом при монтаже, наладке автоматики и систем управления и в процессе эксплуатации.

По результатам расследования комиссией разработаны организационные и технические противоаварийные мероприятия для исключения возможности возникновения аналогичных аварий.

В настоящее время Минэнерго России совместно с Ростехнадзором подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетики», после принятия которого у федеральных органов исполнительной власти будет возможность утверждать нормативно-правовые акты, содержащие требования надежности и безопасности в электроэнергетике.

Это позволит актуализировать устаревшую нормативно-правовую базу и тем самым минимизировать возможность повторения подобных ситуаций.

Данная работа будет начата 1 января 2017 г. согласно утвержденному Плану-графику подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики».

— Как проводится оценка готовности муниципальных образований к осенне-зимнему периоду и каковы основные причины неготовности некоторых муниципальных образований?

— В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется Ростехнадзором. В настоящее время мы анализируем факты неполучения паспортов готовности к отопительному периоду 2016–2017 гг. В целом можно сказать, что основная причина неполучения паспортов — невыполнение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями требований по готовности, установленных Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, таких как непроведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; несоблюдение водно-химического баланса; непроведение наладки основного и вспомогательного оборудования котельных, тепловых сетей; отсутствие нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии; персонал, эксплуатирующий энергоустановки, не проходит проверку знаний норм и правил; неукомплектованность штатов эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; неправомерные выводы комиссий органов местного самоуправления о готовности к отопительному периоду в отношении потребителей тепловой энергии.

Считаю, что устранение нарушений, выявленных в результате проверок, имеет большое значение для прохождения муниципальными образованиями осенне-зимних максимумов нагрузок.

—Расскажите, пожалуйста, какова ситуация в 2016 г. с авариями на объектах энергетики? Как распределяются аварии по видам поднадзорных объектов?

— Одним из показателей надежности и безопасности объектов энергетики считается показатель аварийности. За 11 мес. 2016 г. на объектах энергетики произошли 65 аварий и аварийных ситуаций, причины которых расследовались Ростехнадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее — Правила № 846) и Постановлением № 1114.

Аварии и аварийные ситуации, происшедшие в 2016 г., распределились следующим образом: на тепловых электростанциях — 7, гидроэлектростанциях — 3, объектах электросетевого хозяйства — 44, тепловых сетях — 8, в электроустановках потребителей — 2, на тепловых установках потребителей — 1.

По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. общее число аварий и аварийных ситуаций, расследуемых Ростехнадзором, увеличилось на 14 %.

Необходимо отметить, что Правила № 1114 вступили в силу в конце 2015 г., что повлияло на статистику аварийности в 2016 г. Этими правилами на Ростехнадзор возложены дополнительные функции по расследованию причин аварийных ситуаций, а это значит, что у нас увеличился объем работы (в 2016 г. дополнительно расследовано семь аварийных ситуаций). При этом можно ожидать повышения эффективности расследования причин аварийных ситуаций, что в перспективе приведет к снижению их числа. До вступления в силу Правил № 1114 такого рода аварийные ситуации Ростехнадзором не расследовались и не учитывались.

— Какие основные причины увеличения аварийности можно выделить в 2016 г.?

— По итогам 11 мес. 2016 г. можно выделить следующие основные причины аварий на электрооборудовании:

  • несоблюдение сроков и невыполнение в требуемых объемах технического обслуживания и ремонта оборудования и устройств;
  • износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
  • неисправность релейной защиты и автоматики (РЗА);
  • неправильная работа устройств РЗА из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации энергетического оборудования, ошибочных действий оперативного и диспетчерского персонала;
  • неквалифицированные действия оперативно-ремонтного и ремонтного персонала;
  • низкое качество проведения технического обслуживания с последующими отказами оборудования из-за сбоев в работе РЗА, коротких замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
  • провоз негабаритных грузов, работа автокрана вблизи воздушной линии, несанкционированные рубка и транспортирование леса с касанием проводов, замыканием на землю и последующим развитием аварии;
  • недостаточность контроля за техническим освидетельствованием энергетического оборудования;
  • производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреждениям, разрушениям и возможному возгоранию.

— Что нужно предпринять собственникам объектов энергетики, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с аварийностью?

— Для предотвращения аварийности на объектах энергетики необходимо:

  • проводить разъяснительную работу с персоналом о порядке его действий при нарушениях нормального режима электрической части энергосистемы;
  • улучшить организацию работ по ремонту энергооборудования, усилить контроль за проведением (соблюдением периодичности и объема) инструктажей по охране труда;
  • повысить уровень организации производства работ на электрических установках, исключить несоблюдение сроков и требуемых объемов технического обслуживания или ремонта оборудования и устройств;
  • обеспечивать проверку знаний персоналом нормативно-правовых актов по охране труда при эксплуатации энергоустановок;
  • усилить контроль за техническим состоянием средств диспетчерской связи и их эксплуатацией.

Основные пути предотвращения аварий в энергетике: качественное проведение расследований происшедших аварий; установление истинных причин и предпосылок их возникновения, круга лиц, действия или бездействия которых привели к возникновению и развитию аварий; разработка в акте расследования причин аварии перечня противоаварийных мероприятий и контроль за их выполнением.

— По Вашему мнению, есть ли необходимость после расследования причин аварий на объектах энергетики публиковать в журнале их основные результаты?

— Полагаю, это возможно. Но надо иметь в виду, что в ряде случаев аварии носили системный характер, и в выводах по итогам их расследования может находиться закрытая информация (для служебного пользования). В то же время по итогам анализа аварий Ростехнадзор направляет актуализированную информацию в энергокомпании и свои территориальные органы для проведения профилактической работы и недопущения в дальнейшем выявленных причин возникновения аварий.

—В сентябрьском номере нашего журнала заместитель руководителя Ростехнадзора С.Г. Радионова рассказала о вновь вводимом в 2017 г. институте общественных инспекторов Ростехнадзора в области промышленной безопасности. А что делается в связи с этим по направлению надзора за гидротехническими сооружениями (ГТС) и энергобезопасностью?

— Это очень интересный вопрос! Правовая основа деятельности общественных инспекторов в области промышленной безопасности определена ст. 16.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», введена в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Создание института общественного контроля в области промышленной безопасности базируется в том числе и на международных соглашениях, изложенных в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой 25 июня 1998 г. (г. Орхус, Королевство Швеция).

В перечне видов деятельности, влияющих негативно на окружающую среду, в том числе на жизнь и здоровье людей, приведены объекты, надзор за которыми входит в компетенцию Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в частности: тепловые электростанции, установки для сжигания с тепловой мощностью 50 МВт или более, ГТС.

Учитывая вышеизложенное, считаем возможным внесение изменений в действующее законодательство (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее — Федеральный закон № 117-ФЗ), Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике») в целях определения правовых полномочий для привлечения профсоюзных инспекторов труда к проведению общественного контроля в области энергетического надзора и надзора за ГТС с возложением на них следующих обязанностей:

  • информирование территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области государственного энергетического надзора и надзора за ГТС о выявленных ими нарушениях;
  • оказание содействия территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области государственного энергетического надзора и надзора за ГТС в проведении мероприятий по контролю и техническому расследованию причин аварий на поднадзорных объектах.

А также с предоставлением им следующих прав:

  • осуществление наблюдения за соблюдением организациями, эксплуатирующими объекты электроэнергетики и ГТС, требований нормативных документов;
  • направление организациям, эксплуатирующим объекты электроэнергетики и ГТС, предложений об устранении нарушений требований нормативных документов;
  • участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области государственного энергетического надзора и надзора за ГТС, и техническому расследованию причин аварий на поднадзорных объектах.

Почему мы считаем, что это будет действенный надзор?

Профсоюзы в своем базисе защищают интересы трудовых коллективов, работа профсоюзных инспекторов труда оплачивается из средств профсоюзных взносов, таким образом, обеспечена независимость работы профсоюзного инспектора от поднадзорной организации.

Ростехнадзор при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в настоящее время действует в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ). Указанным законом регламентируются периодичность, длительность проведения плановых и внеплановых проверок поднадзорных организаций и накладывается ряд иных ограничений, касающихся в том числе формализации процедуры проведения проверки.

В то же время профсоюзы не имеют указанных ограничений, а это дает им возможность выходить на проверки поднадзорных организаций, выявляя нарушения, допущенные в период между проверками Ростехнадзора, информировать о результатах проверки как Ростехнадзор, так и при необходимости иные надзорные органы, в том числе при выявлении угрозы жизни и здоровью людей — правоохранительные.

Руководствуясь вышесказанным, Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора подготовило предложение включить в План нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2017 г. разработку изменений в указанные федеральные законы.

В настоящее время Ростехнадзор организовал взаимодействие с Общественным объединением «Всероссийский электропрофсоюз». Необходимо отметить, что в профсоюзной среде есть понимание того, что совместная работа профсоюзов с региональными структурами Ростехнадзора может стать дополнительной возможностью совершенствования технологических процессов в сфере производства и распределения электрической и тепловой энергии и влияния на работодателей с точки зрения обеспечения безопасных условий труда.

Позиция Общественного объединения «Всероссийский электропрофсоюз» будет обязательно учтена при внесении вышеназванных изменений в действующее законодательство.

— Расскажите об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области безопасности ГТС. На что направлены эти изменения?

— В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области безопасности ГТС, повышения эффективности правового регулирования, устранения избыточных административных барьеров и введения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального надзора в области безопасности ГТС в 2016 г. принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений».

В целях приведения актов Правительства Российской Федерации в соответствие новой редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» Ростехнадзор совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений».

В связи с передачей полномочий по формированию и ведению Российского регистра ГТС от Федерального агентства водных ресурсов Ростехнадзору утвержден административный регламент и изданы приказы Ростехнадзора, внесены изменения в пять административных регламентов Ростехнадзора по предоставлению государственных услуг и исполнению государственной функции в области безопасности ГТС.

Выпущен приказ Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. № 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».

Принятые законодательные акты позволят качественно повысить эффективность федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, а также будут способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

— Каким образом введение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального надзора в области безопасности ГТС повлияет на снижение нагрузки на бизнес?

— Дифференциация федерального государственного надзора в области безопасности ГТС по классам опасности ГТС позволит сосредоточить внимание инспекторского состава Ростехнадзора на наиболее ответственных объектах, которые представляют потенциальную угрозу для персонала и населения, а также прилегающих территорий.

Объекты повышенной степени опасности будут подвергаться более частым проверкам, а те сооружения, которые имеют низкий класс опасности, наоборот, исключаться из плана проверок.

Реализация риск-ориентированного подхода основана на использовании системы дистанционного контроля, позволяющего выполнять оперативную оценку и прогнозирование возможного инцидента, и, как следствие, принимать превентивные меры по недопущению аварии.

В настоящее время в рамках дистанционного контроля совместно с ПАО «РусГидро» на основе действующих информационно-диагностических систем по оценке состояния ГТС разрабатывается формат передачи информации от поднадзорных гидротехнических объектов в Ростехнадзор.

— Каким образом организована работа по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС?

— Наличие большого числа бесхозяйных ГТС в отсутствие надзора за их состоянием создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей на прилегающих территориях.

Указанные сооружения в основном представлены грунтовыми дамбами небольшой высоты и протяженности, возведенными для создания прудов и водохранилищ мелиоративных и животноводческих комплексов, рыбных хозяйств, обустройства противопожарных водоемов и других водных объектов муниципального значения. Подавляющее большинство бесхозяйных ГТС — сооружения IV класса опасности. Возводились они в основном хозяйственным способом без составления проектно-сметной документации, без постановки на учет как недвижимого имущества в территориальных органах Федеральной регистрационной службы. Основная масса сооружений принадлежала ликвидированным в настоящее время сельскохозяйственным организациям.

В течение 2015 г. проведено согласование с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации перечней всех 3951 бесхозяйных ГТС (данные по состоянию на 1 октября 2016 г.).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации разработан и принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений». Документ направлен на совершенствование законодательства в области безопасности ГТС в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, на повышение безопасности ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо отказался от права собственности на них (так называемые бесхозяйные ГТС).

В ст. 14 Федерального закона № 117-ФЗ введена поправка: теперь при обнаружении бесхозяйного ГТС проверка осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона № 117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС, обеспечивают их безопасность при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, решают вопросы безопасности ГТС на соответствующих территориях вплоть до принятия решения об ограничении условий их эксплуатации в случае нарушений законодательства о безопасности ГТС, участвуют в ликвидации последствий аварий ГТС.

После принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены новыми полномочиями:

  • по разработке и реализации региональных программ обеспечения безопасности ГТС, в том числе и бесхозяйных;
  • по информированию населения об угрозе возникновения аварий на ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • по обеспечению безопасности ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также проведению капремонта, консервации и ликвидации бесхозяйных ГТС.

— В каком объеме Ростехнадзор участвует в реализации положений Федерального закона от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»?

— Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ) предусмотрены изменения в ст. 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». К полномочиям Ростехнадзора отнесено осуществление федерального государственного энергетического надзора в отношении потребителей электрической энергии. Ранее этот вопрос не был урегулирован.

Данные изменения внесены на основании требований Президента и Правительства Российской Федерации по максимально возможному снятию административных барьеров для развития среднего и малого бизнеса, а также формированию условий обеспечения необходимого уровня эффективности контрольно-надзорных мероприятий и учтены при планировании мероприятий контрольно-надзорной деятельности на 2017 г.

Особенность состоит в том, что в отношении потребителей электрической энергии — собственников или иных законных владельцев энергопринимающих установок, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 кВт с номинальным напряжением до 1000 В, присоединенных по одному источнику электроснабжения, надзор не осуществляется. Электроустановки указанной категории не эксплуатируются потребителями электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям или нанести ущерб безопасности государства. Вместе с тем по состоянию на 1 октября 2016 г. такими потребителями выступают около 800 тыс. организаций.

Кроме восстановления полномочий по надзору за потребителями электрической энергии вышеуказанный закон наделил Ростехнадзор дополнительными полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушения платежной дисциплины и порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления энергоресурсов с возбуждением дел, оформлением протоколов и вынесением постановлений о наказаниях.

Соответствующие изменения внесены в следующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • ст. 9.22 «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод» (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 307-ФЗ);
  • ст. 14.61 «Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате» (п. 6 ст. 2 Федерального закона № 307-ФЗ).

Основаниями для возбуждения дел об административных правонарушениях служат сведения о фактах нарушений, поступающие в органы Ростехнадзора от гарантирующих поставщиков электроэнергии и единых теплоснабжающих организаций или потребителей энергетических ресурсов.

В настоящее время территориальные органы Ростехнадзора приступили к реализации своих полномочий в части выявления нарушений порядка ограничения режима потребления энергоресурсов. При этом порядок представления вышеуказанных сведений поставщиками энергоресурсов, объем документов (материалов), подтверждающих факт нарушения, а также иные требования будут определены постановлениями Правительства Российской Федерации.

К реализации указанных полномочий в полном объеме органы Ростехнадзора приступят после вступления в силу соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации. Их проекты, подготовленные Минэнерго России, в настоящее время после внесения изменений по рекомендациям Минюста России проходят повторное согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с последующим рассмотрением для принятия в Правительстве Российской Федерации.

Информация о нарушениях в части предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов (ст. 14.61 КоАП РФ) будет представляться в Ростехнадзор только в отношении потребителей, включенных в перечень «неотключаемых»: их конечное число, по предварительным данным, может составить около 50 тыс. организаций.

Вместе с тем перечень потребителей электрической энергии, в отношении которых Ростехнадзор может возбуждать административные дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 9.22 КоАП, не ограничен только «неотключаемыми» потребителями, он существенно шире.

Уже сейчас очевидно, что реализация новых полномочий при существующей численности сотрудников Ростехнадзора приведет к значительному увеличению нагрузки на центральный аппарат и территориальные органы. Вместе с тем мы надеемся на понимание поставщиков энергетических ресурсов, которые представляют материалы для формирования доказательств правонарушений в части обеспечения полноты направляемых сведений. Серьезный и ответственный подход к этому вопросу может значительно сократить время на возбуждение и рассмотрение административных дел.

— Какие изменения произошли в законодательстве в части проведения обязательного энергетического обследования с момента выхода Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

— Действующая в настоящее время редакция Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ) предусматривает проведение обязательного энергетического обследования для ряда юридических лиц, в том числе (ст. 16):

  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
  • организаций с участием государства или муниципального образования;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • организаций, осуществляющих производство и (или) транспортирование воды, природного газа, нефти, нефтепродуктов, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, занимающихся производством нефтепродуктов, переработкой природного газа, нефти;
  • организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии в стоимостном выражении превышают объем соответствующих энергетических ресурсов, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

С моменты выхода Федерального закона № 261-ФЗ Правительством Российской Федерации была увеличена (с 10 млн до 50 млн руб.) годовая сумма затрат на энергоносители, при которой организация подпадает под требования о проведении энергетического обследования. Уже сейчас вместо проведения обязательного энергетического обследования определен порядок представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, которую в разговоре часто называют «декларацией».

Так, если совокупные затраты лиц, указанных в пп. 1–4 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ, на оплату соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении не превышают 50 млн руб. за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанные лица вместо обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

Следует отметить, что предоставление в уполномоченный орган информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не отменяет проведение первичного энергетического обследования.

— Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые и существенные изменения внесены приказом Минтруда России от 19 февраля 2016 г. № 74н в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок?

— Начиная с 2003 г. в электроэнергетике применяли две формы удостоверений по проверке знаний правил работы в электроустановках. Первая установлена Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Вторая форма удостоверения принята Межотраслевыми правилами охраны труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, а затем введенными вместо них Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок. В организациях, эксплуатирующих объекты электроэнергетики, приходилось оформлять оба удостоверения, так как они содержали различные разделы, отражающие требования перечисленных правил.

В настоящее время разработана унифицированная форма этого документа, которая может применяться в любой организации, эксплуатирующей электроустановки. Первая страница удостоверения изменена так, что стала возможной запись о присвоении группы по электробезопасности персоналу, который не должен работать в электроустановках, но обязан иметь соответствующие знания для участия в комиссиях, обучении или управлении режимами работы электроустановок.

Еще одно существенное изменение касается порядка работы на воздушных линиях электропередачи (воздушных линиях связи) с наведенным напряжением, когда, казалось бы, на неопасной обесточенной электроустановке возникает потенциал, опасный для жизни человека. Раздел по обеспечению безопасности на линиях электропередачи с наведенным напряжением был переработан и значительно дополнен для установления четких требований, выполнение которых позволит предупредить несчастные случаи от воздействия электрического тока. Это и порядок применения защитных средств, и выполнение мероприятий по уравниванию потенциалов, и правила установки заземлений, и другие меры по защите человека от опасных факторов. 

Коллектив редакции журнала «Безопасность труда в промышленности» присоединяется к теплым пожеланиям Дмитрия Ивановича работникам энергетической отрасли и благодарит его за обстоятельные ответы на вопросы, интересующие наших читателей.

Все новости

Похожие новости

22 февраля 2019

Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) завершило плановую выездную проверку в отношении ООО «Эр Ликид Кстово».

21 февраля 2019

6 февраля 2019 года АО «Аммоний» осуществило пуск реактора после проведения ремонтных работ с целью устранения нарушений.

20 февраля 2019

Руководитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрел представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, внесенное заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Юрием Пономарёвым.