15 ноября 2019

Приказ о создании Межведомственной рабочей группы подписали руководители ведомств. Межведомственной рабочей группе предстоит подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования, определению лиц, уполномоченных на проведение авиационных работ по охране лесов от пожаров и другие организационные нормы. 

14 ноября 2019

13 ноября 2019 года Северо-Западное управление Ростехнадзора выдало ООО «Магистраль двух столиц» заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе). 8 этап км 646 – км 684» требованиям проектной документации.

4 июля 2018

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков в целях планирования проверок на 2019 год.  Данные ранжированы по регионам. Указаны полное наименование организации, ИНН, ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Основы государственной политики в области промышленной безопасности в Российской Федерации на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу

 
19 августа 2016
19 августа 2016

Обеспечение промышленной безопасности является одним из направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области промышленной безопасности осуществляет Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору.

Оценка текущего состояния промышленной безопасности, основные проблемы и тенденции развития ситуации в сфере промышленной безопасности на современном этапе

Промышленное производство, обеспечивая жизнедеятельность государства и общества, одновременно является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - промышленной безопасности), их противоаварийной устойчивости зависит не только надежное обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукции, но и непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание нормальных условий для жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.

К числу основных источников опасности, причин повышения аварийности относятся такие факторы, как низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных фондов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.

В области промышленной безопасности внедрен и апробирован новый подход к осуществлению государственного контроля (надзора). Инструменты государственного регулирования дифференцированы с учетом степени риска возникновения аварий на опасных производственных объектах и масштаба их возможных последствий.

Внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности позволило сократить количество проверочных мероприятий, заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные, устранить избыточные административные барьеры для осуществления инвестиционной и производственной деятельности в сфере промышленного производства и других отраслях экономики.

Вместе с тем, усиливающееся негативное влияние техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и окружающую среду, увеличение риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (в том числе ввиду террористических воздействий) на опасных производственных объектах представляют возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально- экономическому развитию Российской Федерации.

Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами:

  • увеличением количества опасных производственных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;

  • необходимостью снижения непроизводительных затрат, связанных как с ущербом от аварий на опасных производственных объектах, так и с неоправданными административными барьерами при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;

  • снижением уровня профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, приводящим к росту нарушений требований промышленной безопасности;

  • наличием отступлений от технических и технологических норм при производстве оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации опасных производственных объектов.

Текущая ситуация требует разработки и реализации эффективной государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также на совершенствование подходов и методов государственного регулирования в данной области с учетом современных требований и условий.

 

Цель, принципы и основные направления реализации государственной политики в области промышленной безопасности

Целью государственной политики в области промышленной безопасности является последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также минимизация (локализация и ликвидация) негативных последствий таких аварий.

Основными принципами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

  • соблюдение законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, соглашений, конвенций, участницей которых является Российская Федерация;

  • соответствие задач и мер государственного регулирования, промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на опасных производственных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;

  • сосредоточение усилий и ресурсов федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, других федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления, собственников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, на основных направлениях обеспечения промышленной безопасности;

  • обеспечение единства требований промышленной безопасности и осуществления контроля (надзора) за их соблюдением на всей территории Российской Федерации;

  • независимость органов государственного регулирования в области промышленной безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

  • соблюдение баланса публичных и частных интересов при установлении требований промышленной безопасности и надзора за их соблюдением;

  • снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;

  • приоритетность внедрения безопасных и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, обновления основных производственных фондов;

  • интеграция научно-технических достижений и передового опыта при обеспечении промышленной безопасности;

  • неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций за ущерб в результате аварии на опасном производственном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации; доступность информации и повышение осведомленности населения в области обеспечения промышленной безопасности.

К числу основных направлений реализации государственной политики в области промышленной безопасности, учитывающих накопленные в экономике структурные проблемы и пути их решения, относятся:

  • совершенствование нормативного правового регулирования и государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности;

  • выявление, анализ, прогнозирование и внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков аварий на опасных производственных объектах;

  • усиление защиты опасных производственных объектов от возможного вредного воздействия техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений;

  • поддержание в постоянной готовности профессиональных аварийно- спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к действиям по локализации * и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

  • обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов и их инфраструктуры;

  • повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых технологий при осуществлении мероприятий по контролю;

  • сокращение количества бесхозяйных производственных объектов; эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности, а также государственного регулирования промышленной безопасности;

  • повышение культуры промышленной безопасности при осуществлении деятельности в этой области;

  • развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.

 

Основные задачи государственной политики

Основными задачами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

  • обеспечение непрерывной актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на опасных производственных объектах;

  • сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и других межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации;

  • развитие риск-ориентированных методов федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

  • разработка законодательной и нормативной базы для создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на опасных производственных объектах, определяющих состояние промышленной безопасности;

  • совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы;

  • обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности ‘ уполномоченных органов в области промышленной безопасности;

  • совершенствование системы повышения квалификации работников органов государственного надзора и работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

  • совершенствование требований к подготовке (обучению) и аттестации (проверке знаний) руководителей и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание опасных производственных объектов;

  • развитие методов анализа опасности и оценки риска аварий на опасных производственных объектах;

  • развитие и расширение использования информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процессы получения, хранения и анализа информации о производственном контроле и системах управления промышленной безопасностью, авариях и инцидентах в эксплуатирующих организациях;

  • повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в обеспечении промышленной безопасности;

  • совершенствование механизмов установления охранных зон опасных производственных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования данных территорий;

  • разработка комплекса мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Российской Федерации либо ликвидации опасных производственных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу жизнедеятельности человека, социально- экономическому развитию районов Российской Федерации;

  • совершенствование правовых механизмов дисциплинарной и административной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности, механизмов стимулирования деятельности по повышению уровня безопасности;

  • развитие системы профилактики нарушений обязательных требований промышленной безопасности;

  • внедрение механизмов общественного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

  • реализация международных договоров, соглашений и конвенций в области промышленной безопасности, участницей которых является Российская Федерация;

  • участие специалистов Российской Федерации в деятельности международных организаций и объединений, занимающихся вопросами обеспечения и регулирования промышленной безопасности;

  • активизация международного сотрудничества между национальными органами регулирования, организациями, научными институтами с целью повышения уровня промышленной безопасности, сближения подходов к обеспечению и регулированию промышленной безопасности, а также обеспечения оперативного и постоянного обмена информацией об авариях на опасных производственных объектах, последствия которых могут носить трансграничный характер;

  • оказание содействия в становлении и развитии национальных систем регулирования промышленной безопасности в странах, использующих или намеревающихся использовать российские промышленные технологии;

  • повышение информированности населения о состоянии промышленной безопасности.

 

Основные инструменты реализации настоящих Основ

Инструментами реализации настоящих Основ являются:

  • законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;

  • средства организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

  • государственные программы Российской Федерации, направленные на решение задач в области обеспечения промышленной безопасности;

  • меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством о промышленной политике в Российской Федерации;

  • средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • соглашения между федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности;

  • планы мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

  • участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий в организации и проведении мероприятий в области промышленной безопасности.

Показателем эффективности мер по реализации государственной политики в области промышленной безопасности является снижение риска возникновения аварий на опасных производственных объектах.

Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере социально-экономического развития общества и изменения уровня промышленной безопасности в Российской Федерации.

По материалам II Форума-диалога «Промышленная безопасность - ответственность государства, бизнеса и общества», Москва, 16 мая 2016 года

Все новости

Похожие новости

18 апреля 2024

17 апреля 2024 года на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации состоялся семинар «Цифровые платформы и сервисы в области промышленной безопасности и использования атомной энергии на основе данных и ИИ», организатором которого выступил Учебно-методический центр Ростехнадзора.

17 апреля 2024

Исполняющий обязанности руководителя Донецкого управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Донецкой Народной Республике подписали Соглашение об осуществлении информационного обмена.

9 февраля 2024

На официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору опубликованы проекты докладов о правоприменительной практике за 2023 год. Заключения по результатам независимой экспертизы принимаются до 22 февраля 2024 года.