Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Земельный надзор в действии

 
Романова Марина Владимировна, главный специалист — эксперт отдела  государственного  экологического надзора Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике

Романова Марина Владимировна
главный специалист — эксперт отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ответственность за нарушение требований в области охраны земель предусмотрена ст. ст. 8.6 и 8.7 КоАП  РФ.

Порча земель

Рассмотрим подробнее ст. 8.6 КоАП РФ « Порча земель».
- ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ — Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Правонарушением является действие по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке плодородного слоя. При установлении факта правонарушения фиксируется факт снятия и перемещения земли без надлежащего разрешения.
- ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ — Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Правонарушением является совершение таких действий, как перекрытие плодородного слоя почвы другими грунтами, отходами производства и потребления, прокладка дорог, ухудшения качества земель вследствие разлива нефтепродуктов и иных загрязняющих веществ.
При выявлении нарушений по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно «уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления», Управлением принимаются меры по исчислению и предъявлению вреда, причиненного почвам.

Исчисление размера вреда

Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, производится в трех случаях:
-  химического загрязнения почв в  результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
-  несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
-  порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Расчет вреда составляется в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238.
При исчислении размера вреда есть определенный сложности: 
- норматив допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов, утвержденный Приказом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 27.04.2017 г № 73, предусмотрен только для нефти и нефтепродуктов. В случае, если загрязнение почв произошло другими опасными веществами, необходимо отбирать фон на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования,  не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения;
- при отборе проб визуально определить площадь загрязненного участка не всегда возможно. Анализы проб почв могут показать превышения лишь в части отбираемых образцов. 

Случай из практики

В Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике поступила информация, что в вследствие порыва нефтепровода произошло загрязнение почв нефтепрродуктами. Причиной разлива нефтесодержащей жидкости явилось нарушение предприятием ремонтных работ. В ходе проведения административного расследования было установлено:
- объем собранного загрязненного нефтесодержащей жидкостью грунта;
- площадь загрязненного земельного участка.
С целью определения количественного химического анализа почв отобраны пробы почвы с привлечением аккредитованной лаборатории.
Приказом Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 27.04.2017 г. № 73 установлены нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в дерновоподзолистых суглинистых почвах на территории Удмуртской Республики, что составляет 3,2 г/кг почвы. При сопоставлении норматива с результатами количественного химического анализа почв были выявлены превышения в одной точке  в 2,8 раз, в другой — 1,4 раза. 
Также в целях подтверждения порчи земель в ходе расследования был отобран фон на  сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования,  не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения. При сопоставлении выявлено превышение фона в 448,9 раз, в других точках — в 145,9 раз  и  229,7 раз.
Таким образом, предприятием допущена порча земли, выразившаяся в превышении содержания нефтепродуктов над нормативами допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов. Юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, Управлением проведен расчет размера причиненного почвам вреда, который составил 1 680 750 руб. 

Невыполнение рекультивации земель

Обратимся к ст. 8.7. КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв».
- ч. 1 ст. 8.7. КоАП РФ — Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры. 
- ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ — Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. 
Правонарушенем является действие, направленное на приведение временно занимаемых земель в пригодное состояние, совершенное после истечения срока, на который они были предоставлены договором аренды. Так, земли должны быть приведены в порядок по завершении изыскательских работ, в том числе проводимых путем почвенных, агрохимических, геоботанических, геоморфологических, геологических, химических и иных необходимых обследований.

Правила и лица

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее   правила).
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 правил).
В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 правил).
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на органы местного самоуправления в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам (п. 4 правил).
П. 35 правил закрепляет, что прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.
Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить рекультивацию с правом взыскания с лица, уклонившегося от ее выполнения, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 36 правил).

Проект обязателен

Рекультивация земель проводится на основании проекта рекультивации земель (п. 8 правил).
Такой проект  подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если это приведет к деградации земель.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель, находящихся в муниципальной собственности (п. 15 правил).
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором правилами не предусмотрено.
Лица, обеспечивающие рекультивацию земель, направляют  уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением проекта в Росприроднадзор (кроме земель сельскохозяйственного назначения») (п. 24 правил).
К рекультивации необходимо приступить в срок не позднее, чем семь месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель.
При завершении  работ по рекультивации лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель.
Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 правил).
В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель установленным требованиям, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 правил).
Таким образом, порядок рекультивации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) для лица, которое обязано ее провести, таков:
- разработка проекта рекультивации;
- согласование проекта с собственником, арендатором, правообладателем земельного участка;
- направление  уведомления в территориальное Управление Росприроднадзора о согласовании проекта с приложением проекта;
- проведение рекультивационных мероприятий;
- подписание  акта о проведении рекультивации с приложением подтверждающих документов;
- в течении 30 дней направление уведомления о завершении работ по рекультивации лицам, с которыми был согласован проект рекультивации: собственники, правообладатели земельных участков и территориальное Управление Росприроднадзора.

Все статьи рубрики