Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

сентябрь 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Затонувшие и брошенные на берегу плавсредства — угроза экологии рек

 
Исмагилова Ляйсан Альфритовна, помощник казанского межрайонного  природоохранного  прокурора Волжской  межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

Главная цель работы природоохранной прокуратуры — обеспечение законности и правопорядка, защита экологических прав и свобод граждан и сохранение всей экосистемы. Наряду с этим Казанская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры считает  приоритетным направлением работы решение экологически значимых проблем р. Волги.

Одной из серьезнейших экологических проблем является захламление Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ затонувшими плавсредствами.
Затопленные и брошенные в акваториях водохранилищ плавсредства являются объектами накопленного экологического ущерба. Они несут в себе угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушается водное законодательство Российской Федерации, создается угроза неотвратимого загрязнения водохранилищ, нарушаются права граждан на безопасное использование водных объектов.

Целевые программы

В целях решения вопросов безопасности экологической обстановки на водных объектах Республики Татарстан и их улучшению в субъекте принята и успешно реализована целевая программа «Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств на 2009-2011 гг.». За счет средств бюджета и собственников поднято и утилизировано 42 судна.
Одновременно необходимо отметить, что всего с 1998 г. в Республике Татарстан поднято и утилизировано 275 судов, а за прошедшие 8 лет — более 80 судов, затонувших и брошенных в водохранилищах.
Благодаря плодотворному сотрудничеству президента республики и волжского межрегионального природоохранного прокурора в 2014 г. создана Межведомственная рабочая группа по очистке акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших и брошенных плавсредств.

Выявлено 89 затонувших плавсредств, как имеющих собственников, так и бесхозяйных. В отношении собственников судов прокуратурой приняты меры реагирования в порядке искового производства с обязанием принятия мер по их подъему и утилизации. 

Карта затонувших плавсредств

В 2016 г. за счет средств, выделенных президентом Республики Татарстан, выполнены работы по водолазному обследованию оставшихся  затонувших и брошенных плавсредств, расположенных на территории республики.
В ходе проведения подводно-технических работ в период навигации ФБУ «Подводречстрой-7» обследованы все места размещения таких судов, расположенных в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ. 
Полученная по итогам исполнения госконтракта информация Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан занесена в Государственную информационную систему «Экологическая карта Республики Татарстан» с указанием точной привязки по географическим координатам, места расположения (км судового хода, какой берег), состояния судна (затоплено, полузатоплено, на берегу), типа судна, водного объекта, муниципального района, материала корпуса, основных размеров (фактических габаритов), экологических рисков, информации по судоподъему (способ подъема, сумма необходимого финансирования), приведены результаты водолазного обследования с приложением фотоматериалов.  
Таким образом, выявлено 89 затонувших плавсредств, как имеющих собственников, так и бесхозяйных. В отношении собственников судов прокуратурой приняты меры реагирования в порядке искового производства с обязанием принятия мер по их подъему и утилизации. 

Бесхозяйные суда на берегу

Аналогичная работа организована и в отношении бесхозяйных судов, расположенных на берегу, путем предъявления исковых заявлений к органам местного самоуправления.
Так, прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по РТ и специалистами лаборатории произведено обследование судов на предмет возможности их признания отходами производства, ввиду значительной деформации, разукомплектованности и разрушения, утраты потребительских свойств, невозможности эксплуатации и использования по функциональному назначению. 
Согласно экспертным заключениям ряд обнаруженных и обследованных остатков корпусов судов являются остатками материалов и иных изделий, которые образовались в процессе производства, то есть отходами и подлежат утилизации.
Прокуратурой к исполнительным комитетам г. Казани и районам республики предъявлены исковые заявления в суд с требованием организовать мероприятия по охране окружающей среды путем сбора и вывоза отходов – остатков судов, не имеющих знаков идентификации. Требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме. Решение суда по остаткам одного из судов на исполнении, остатки второго корпуса плавсредства убраны и утилизированы, нарушения устранены.

Наносимый вред

На основании повторных обследований затопленных и брошенных в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ плавсредств прокуратурой были сделаны следующие выводы:
- находящиеся длительное время в водных объектах выведенные из эксплуатации суда и/или их части и механизмы либо иные плавучие средства и их фрагменты, окисляясь, загрязняют воду. При отслаивании краски выделяется ртуть, свинец, сурьма и другие вещества, относящиеся к перечню веществ категории «высокоопасные». Продукты разрушения судов не только оседают на дно, но и разносятся на десятки километров течением, что негативно влияет не только на качество воды, но и на животный мир водного объекта;
- негативным образом влияют на флору и фауну, представляют собой механическое засорение, а также создают препятствия естественному течению реки;
- длительное непринятие мер по удалению затонувшего судна из естественной среды водохранилищ создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды.

Республика Татарстан расположена в центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух рек — Волги и Камы, общая площадь Татарстана составляет 67 836 км². Протяженность территории республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.
Крупнейшие реки Республики Татарстан — Волга (177 км по территории республики) и Кама (380 км), а также два притока Камы — Вятка (60 км) и Белая (50 км). Кроме них, по территории республики протекают еще около 500 малых рек длиной не менее 10 км и многочисленные ручьи. Большие запасы водных ресурсов сосредоточены в двух крупнейших водохранилищах — Куйбышевском и Нижнекамском. В республике насчитывается также более 8 тыс. небольших озер и прудов.

Судебные решения по бесхозяйным судам

С учетом норм закона, установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что в водном объекте — внутреннем водном пути, находятся затонувшие бесхозяйные судна, создающее непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, прокуратурой установлено, что обязанность организации поднятия, удаления или утилизации затонувших судов в Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах возложена на ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (г. Нижний Новогород) и ФБУ «Администрация «Камводпуть» (г. Пермь). В данной связи приняты меры в порядке искового производства. 
По результатам длительного полугодового рассмотрения дела решением суда удовлетворены требования к ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (г. Нижний Новгород) о принятии мер по очистке Куйбышевского водохранилища от 64 затонувших бесхозных судов (их частей и механизмов). 
Требования ведомства к ФБУ «Администрация «Камводпуть» (г. Пермь) о принятии мер по очистке Нижнекамского водохранилища от 11 затонувших бесхозяйных судов (их частей и механизмов) также удовлетворены. 
Таким образом, решением суда охвачены 75 затонувших бесхозяйных судов (их частей и механизмов).

Бесхозяйные суда и пробел в законодательстве

Необходимо отметить, что все вышеуказанные 75 судов — это объекты накопленного экологического ущерба, не имеющие собственников, то есть являются бесхозяйными, ввиду чего бремя ответственности по их подъему и утилизации ложится на государственные органы.
Так как затонувшие суда не представляют большой ценности, государственные органы не заинтересованы в принятии таких мер. 
На сегодняшний день данный вопрос в российском законодательстве не урегулирован. Решить проблему подъема и утилизации судов и их фрагментов, как видится, возможно путем принятия закона о страховании обязательной гражданской ответственности судовладельцев, согласно которому эксплуатация судов на внутренних водах допускается, если застрахована ответственность судовладельцев:
- перед третьими лицами;
- перед членами экипажа;
- за столкновение судна с другими судами;
- за гибель или повреждение плавсредств;
- за удаление судна в результате его кораблекрушения;
- за причинение вреда окружающей среде.
Необходимо отметить, что председатель Правительства РФ Михаил Мишустин еще в августе 2020 г. дал поручение Минтрансу России, Минприроды России, Минфину России, Минюсту России ввести новые обязательства для собственников судов: внести проекты правовых актов, предусматривающих обязательства собственников затонувших судов в трехмесячный срок поднять затонувшее судно за свой счет, признание по истечении данного периода судна бесхозяйным, осуществить его подъем уполномоченными органами с последующим возмещением расходов за счет собственников такого имущества. 
Тем самым, как мы видим, этими положениями собственнику затонувшего судна усиливают ответственность за несвоевременный подъем плавсредства. 
Профильным министерствам и ведомствам также было дано поручение выработать механизм финансирования подъема и утилизации затонувших судов за счет субсидий, которые предоставляются на конкурсной основе.

Затопленные и брошенные в акваториях водохранилищ плавсредства являются объектами накопленного экологического ущерба. Они несут в себе угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушается водное законодательство Российской Федерации, создается угроза неотвратимого загрязнения водохранилищ, нарушаются права граждан на безопасное использование водных объектов.

Новые правила подъема и утилизации

Во исполнение поручения Министерство транспорта России разработало законопроекты, регулирующие вопросы подъема и утилизации затонувших судов. Изменения предполагают введение нового порядка учета, подъема и утилизации затопленных судов.
Согласно предлагаемым правилам владелец затонувшего имущества в течение месяца оповещает капитана порта о происшествии, последний в течение последующего месяца обязуется установить условия и сроки подъема судна. Если затонувший объект создает угрозу безопасности мореплавания, наносит ущерб или препятствует рыболовству, он должен быть поднят в течение трех месяцев. В остальных случаях срок поднятия составляет полгода.
Предполагается, что за отказ от поднятия и утилизации судна будет применена мера административного наказания в виде штрафа для юридических лиц в размере от 5 до 10 млн руб.
В новых предлагаемых правилах также прописан механизм определения бесхозных затопленных судов, ответственность за утилизацию которых переходит к региону.

Все статьи рубрики