Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

За нарушения требований пожарной безопасности ответит директор школы

 
ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

ЛАТЫПОВ Марат Раисович
начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ежегодно в России регистрируются пожары в учебных заведениях. Расследования показывают, что причиной пожаров нередко становятся нарушения требований действующих нормативно-правовых документов по пожарной безопасности. 

- Какими нормативными актами регулируется обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях?
- Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г.  № 390 «О противопожарном режиме», содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Полный перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности установлен Приказом МЧС России от 22.03.2018 г. № 116 «Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок».

- Сколько образовательных учреждений было проверено Главным управлением в 2018 г.?
- В рамках законодательства за отчетный период проведена 1821 проверка, в том числе 1069 плановых. В результате мероприятий по надзору выявлено 2788 нарушений требований пожарной безопасности. Из них устранено 2643 нарушения или более 95 %.
Подготовка и приемка образовательных учреждений к новому 2018-2019 учебному году организована на основании указаний МЧС России. Приказом Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан определен комплекс профилактических мероприятий по обеспечению безопасности указанной категории объектов, в том числе в рамках операции «Школа». Порядок участия органов федерального государственного пожарного надзора в проверке готовности учреждений к новому учебному году определен совместным письмом МЧС России, Минобрнауки России и Роспотребнадзора.
Каждый объект образования обследован в рамках работы комиссий по проверке готовности образовательных учреждений к новому учебному году, проведены профилактические мероприятия.

- Кто несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности в  образовательных учреждениях?
- За нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с КоАП РФ несут ответственность юридические и должностные лица (собственник, руководитель, иное лицо, ответственное за пожарную безопасность здания), в зависимости от характера совершенного нарушения и принятых мер для устранения нарушений.
При этом за нарушения требований пожарной безопасности должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде «Штрафа», «Предостережения», «Предупреждения», «Дисквалификации на срок до трех лет» и «Административного приостановления деятельности на  срок до 90 суток».

- К какой категории риска и классу (категории) опасности относятся эти объекты и почему? Как часто в них проводят проверки?
- Общеобразовательные организации в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» относятся к  высокой категории риска. В связи с этим, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» периодичность проведения плановых проверок в отношении этих объектов для федерального государственного пожарного надзора установлена не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. В соответствии с законодательством план проверок на 2018 г. опубликован на официальном сайте Главного управления и прокуратуры Республики Башкортостан. План проверок на 2019 г. будет опубликован на этих сайтах до 31.12.2018 г. 
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
- поступившие в органы государственного контроля (надзора) заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

- Какие требования предъявляются к образовательным учреждениям с точки зрения пожарной безопасности?
- При оценке пожарной безопасности объектов проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности, направленных на:
- предотвращение возникновения пожара;
- своевременное обнаружение и сообщение обнаружение и сообщение о пожаре; 
- на ликвидацию пожара в его начальной стадии;
- своевременную и безопасную эвакуацию людей при пожаре;
- ограничение распространения пожара;
- обеспечение успешного тушения пожара подразделениями местных гарнизонов пожарной охраны;
- поддержание режима безопасной эксплуатации объекта защиты и готовности к действиям при пожаре.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с МЧС России.
В случае применения на объекте защиты расчета пожарного риска или уровня пожарной безопасности, в соответствующих случаях проверяется соответствие исходных данных фактическому положению на объекте, в том числе соблюдение мероприятий, учитываемых в расчете, при которых обеспечивается соответствие полученных расчетных значений нормативным значениям. 
При осуществлении мероприятий по контролю на объектах защиты — образовательных учреждениях — проводится проверка следующих противопожарных мероприятий и элементов противопожарной защиты:
- наружного противопожарного водоснабжения, проездов и подъездов для пожарной техники;
- конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности;
- решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;
- средств огнезащиты;
- систем противодымной защиты (ПДЗ);
- заполнений в проемах противопожарных преград;
- лестниц пожарных, наружных, стационарных, ограждений кровли;
- внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ);
- систем автоматической пожарной сигнализации (АПС);
- огнетушащих веществ;
- систем автоматического пожаротушения (АПТ);
- электроустановок и электрооборудования;
- систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

- Какие недостатки были выявлены при проведении проверок образовательных учреждений? Какие меры были применены к нарушителям?
- В Республике Башкортостан все образовательные организации   оборудованы системами пожарной автоматики, продолжается работа по выводу сигнала автоматической пожарной сигнализации в подразделения пожарной охраны.  
Однако приходится констатировать, что в этих учреждениях, не смотря на ежегодные проверки, допускаются нарушения требований пожарной безопасности, например, неисправность систем пожарной автоматики и другие. 
Как правило, нарушения режимного характера устраняются до завершения проверки, а нарушения, требующие определенных финансовых затрат, включаются в предписания и устраняются в соответствии с установленными сроками. 
В случае невыполнения требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности  принимаются меры административного воздействия, информируются органы власти и прокуратуры.

Все статьи рубрики