Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Виктор Савельев: «Не стоит мечтать о сверхприбыли. Надо сохранить то, что есть»

 
САВЕЛЬЕВ Виктор Алексеевич, Председатель Правительства Удмуртской Республики

САВЕЛЬЕВ Виктор Алексеевич
Председатель Правительства Удмуртской Республики

Номер журнала: 

Рубрика: 

Представляем интервью Председателя Правительства Удмуртской Республики Виктора Алексеевича Савельева.

— Виктор Алексеевич, 2014 год завершился на кризисной ноте. Что на фоне падающих цен на нефть ожидает топливно-энергетический комплекс Удмуртии?
— Топливно-энергетический комплекс условно можно разделить на две части. На доходную — это нефтедобывающий комплекс, за счет которого во многом формируются бюджеты всех уровней, и «чистую энергетику» — генерация, сетевое хозяйство. Начну с доходной. Есть определенный ценовой предел, как отмечают сами нефтяники, это примерно 40 долларов за баррель, когда приходится сворачивать некоторые инвестиционные процессы. Пока этого не произошло. По крайней мере, нефтяники, работающие в республике, сохранили свои программы по развитию и модернизации на 2015 год как минимум на уровне прошлого. По ОАО «Белкамнефть» это около 3,5 млрд рублей инвестиций, по ОАО «Удмуртнефть» — на уровне 6 млрд рублей.

— То есть пока от них нет информации на тему возможного сокращения инвестиционных программ?
— Нет, ни о каких оптимизационных решениях нас не уведомляли даже малые нефтяные компании. Другое дело, что падение цен на нефть вызовет серьезные сокращения поступлений в бюджет, главным образом в федеральный, за счет НДПИ. «Ножницы Кудрина» потеряли свою эффективность. На республиканском уровне мы уже почувствовали сокращение поступлений налога на прибыль. Следует пересмотреть приоритеты. Не стоит говорить о какой-то сверхприбыли. Наша задача сохранить то, что уже достигнуто: людей, потенциал, объемы производства. По крайней мере, в планах ведущих компаний нет сокращения физических показателей своей деятельности, сокращения численности персонала. Все необходимые мероприятия, включая капитальный, текущий ремонт скважин, бурение будут выполняться в полном объеме.

— Каковы перспективы у электро- и теплоэнергетики?
— Что касается непосредственно энергетики, то модернизации отрасли препятствуют существующие ограничения предельного уровня тарифов. Тем не менее основные игроки рынка осуществляют серьезные проекты по модернизации основных производственных фондов. В частности, в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» реализуется Программа инновационного развития компании с 2011 года по 2016 год. В соответствии с ней в текущем году на модернизацию будет направлено около 500 млн рублей. Если говорить об иных энергоснабжающих предприятиях — Ижевских электрических сетях, филиале «Удмуртский» ОАО «Волжская ТГК», то в их инвестиционных программах на обеспечение надежности электро- и теплоснабжения предусмотрено порядка 100-200 млн рублей. И выполнение этих программ гарантировано инвестиционной составляющей тарифа.

— Говорили о проблеме энергодефицита в Удмуртии. Это актуально сейчас?
— Речь надо вести не об энергодефиците, а о качестве электрической и тепловой энергии. Над этим мы работаем. И здесь есть несколько аспектов. Если мы говорим о сетях высокого напряжения, то в целом система ОАО «МРСК Центра и Приволжья» даже избыточна. Это признают и в самом холдинге. По крайней мере, их мощностей достаточно, чтобы обеспечить экономический рост региона как минимум еще на 50 %. Недостающая потребность в электрической энергии Удмуртии компенсируется за счет соседних энергосистем. Поэтому в строительстве новых генерирующих мощностей нет необходимости. Акцент будет сделан на осуществлении плановых мероприятий по повышению надежности и качества энергообеспечения.
Следует признать, что в части развития сетей высокого напряжения у нас есть ряд тупиковых зон. Эти проблемы будут решаться поэтапно. Средств, которые на эти цели направляют энергетики, достаточно. К примеру, в Каракулинском районе запланировано строительство высоковольтных линий для обеспечения качественной электроэнергией объектов ОАО «Белкамнефть» и ОАО «Удмуртнефть». В г. Ижевске подобных «больных» точек нет.
Проблемы существуют с сетями низкого напряжения. Особенно в удаленных сельских районах. Сети крайне изношены, поэтому начисляемой суммы амортизации для финансирования серьезной инвестиционной программы недостаточно. Выйти за пороговое ограничение роста тарифа в 4,2 % мы не можем. Это приводит к тому, что ежегодно обновляется только 60-70 % обветшалых сетей от необходимого уровня. Более или менее ситуация в г. Ижевске, г. Воткинске и г. Глазове. Надо направить инвестиции в ряд муниципальных образований. Этим будем заниматься в ближайшее время.

— Правительство будет этим заниматься?
— Заниматься будут энергоснабжающие организации. Правительство в данном случае выполняет регулирующую функцию.

— Как Вы оцениваете уровень подготовки к отопительному зимнему периоду топливно-энергетического комплекса?
— Прохождение ОЗП во многом зависит от качества и полноты выполнения запланированных мероприятий при его подготовке. Ремонт электрических сетей, подстанций, а также генерирующего оборудования был выполнен на 100 % от плана. Проведены проверки готовности к отопительному зимнему периоду субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности объектами электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше. Всего проверки проведены на 16 субъектах электроэнергетики. Проводится мониторинг ситуации по подготовке к прохождению ОЗП котельных промышленных предприятий, отапливающих население и социальную сферу в республике, это котельные промышленных предприятий ОАО «Свет» г. Можги, ФГУП «Воткинский завод» г. Воткинска, ОАО «Чепецкий механический завод» г. Глазова, ОАО «Ижевский механический завод», ООО «Ижмаш­энергосервис», ОАО «Ижнефтемаш», ЗАО «Ижметмаш», ООО «Автокотельная». Запасы резервного топлива на ТЭЦ выполнены в полном объеме, по углю — 110,23 % от плана; по мазуту — 147,41 % от плана.

— Текущий отопительный сезон начался как всегда неожиданно. Несмотря на подписанные паспорта готовности, в ноябре республику, г. Ижевск лихорадило с отключениями тепла, горячей воды. Это системный кризис, или все упирается в неэффективное управление?
— Так называемый кризис возник не сегодня и даже не вчера. В теплоэнергетику надо серьезно вкладываться. К сожалению, инвестиционные возможности теплосетевых компаний очень ограничены. В том числе и за счет тарифной политики, проводимой государством. Поэтому адекватных вложений в систему тепло- и водоснабжения в республике в последние годы не было. В результате физический износ по отдельным видам инженерных сетей в некоторых муниципальных образованиях достиг 80 %. Но если сравнивать с предыдущими годами, в текущем отопительном сезоне ничего неординарного не произошло. Обострение ситуации объясняется аномальными погодными условиями, когда произошло резкое снижение температуры на фоне отсутствия снежного покрова. Начали «играть» грунтовые воды, что привело к деформации, изломам и порывам труб. В настоящее время ситуация стабилизировалась. Тем не менее это еще раз подтверждает, что в сети надо вкладывать. Инвестиционной составляющей тарифов на тепловую энергию и водоснабжение хватает только на поддержание их в рабочем состоянии. Нужны серьезные вложения. Это задача муниципальных образований, но мы хорошо понимаем, что их скудных бюджетов явно недостаточно. Поэтому в настоящее время идет разработка совместной программы по поддержанию теплосетей. 

— Это предполагает финансирование из бюджета республики?
— Частично да. И сейчас ежегодно на поддержание коммунального теплоснабжения из республиканского бюджета выделяется более полумиллиарда рублей. В разрабатываемой программе акцент будет сделан на районах массовой застройки для обеспечения ввода новых объектов. Если говорить о г. Ижевске, то модернизация сетевого хозяйства находится в компетенции ООО «Удмуртские коммунальные системы». С учетом того, что они в настоящее время перешли под управление «ТГК-5», у нас есть уверенность в том, что проблема будет решена на профессиональном уровне.

— Государство, преследуя социальные цели, ограничило рост тарифов. Это привело к снижению инвестиций, обветшанию сетей. А это, в свою очередь, — к социальному напряжению, когда потребители, оплатив услугу, не получают надлежащее качество. И если сейчас повысить тариф, предположим на 20 %, положительного результата достичь не удастся. Как выйти из этого порочного круга?
— Я начал свой ответ с того, что это проблема не сегодняшнего дня. Поэтому невозможно однозначно утверждать, что, подняв тариф на упомянутые Вами 20 %, мы получим внезапное повышение качества теплоснабжения. Этим надо было заниматься последние лет десять как минимум. Вместо этого решались вопросы передачи сетей из одних рук в другие, приватизации. За этими ширмами мало кто занимался развитием и модернизацией сетей. В настоящее время рост тарифов ограничен федеральным правительством в пределах 4,2 %, а по некоторым видам деятельности — 6,3 %. Но даже если бы энергетики подняли стоимость своих услуг на 20 %, молниеносного эффекта, который ожидают люди, не было бы. Напротив, это вызовет негативную реакцию — а за что мы платим, если ничего не меняется к лучшему? Тем более, средства надо вкладывать не один год, а лет пять как минимум.

— Сколько надо денег, чтобы привести сети в порядок?
— Не менее 40 миллиардов рублей. Учитывая ограниченность средств федерального, республиканского и муниципальных бюджетов, нужны средства частного бизнеса. Над их привлечением мы и работаем.

— Какие мероприятия необходимо провести на федеральном уровне в целях стимулирования инвестиционной активности предприятий энергетики?
— Существует несколько проблем, требующих соответствующих решений на федеральном уровне.
Первая — это проблема тарифного регулирования 2015 года, которая обусловлена перекрестным субсидированием. Для ее решения необходимо на уровне Правительства РФ предусмотреть возможность индивидуального подхода к субъектам Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.
Вторая проблема связана с технологическим присоединением. Для ее решения предлагается выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень в части внесения изменений в Правила технологического присоединения, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861. У сетевых организаций должна быть возможность приостановки исполнения своих обязательств по технологическому присоединению в случае технической неготовности заявителя или отсутствия проектов планировок и межевания застраиваемых территорий. 
Есть предложения по внесению изменений в градостроительный и земельный Кодексы РФ в части создания механизма, который бы препятствовал межеванию, разделу земельных участков без разработки надлежащим образом градостроительной документации и отсутствия данных участков в федеральных или местных программах по развитию индивидуального жилищного строительства. Это позволит обеспечить жилые массивы инженерно-техническими сетями и упорядочить порядок расходования средств инвестиционных программ в соответствии с нуждами республики.
Следующая проблема связана с долгосрочным тарифным регулированием, о котором мы уже говорили. В 2012 году Правительством РФ было принято решение об ограничении роста тарифов на электроэнергию, что повлекло за собой необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования, так называемую «перезагрузку» RAB. Предлагаемое нами решение — это определение единых котловых тарифов на передачу электроэнергии с темпами роста, превышающими темпы, обозначенные в Прогнозе социально-экономического развития России, уже в текущем году.

— В свое время модной была тема энергосбережения и энергоэффективности. Теперь временно «заморозили» механизм обязательного энерго­аудита. Каким образом в республике реализуется политика по повышению энергоэффективности?
— Когда я начал заниматься этими вопросами, выяснилось, что в городах нет даже генеральных схем электро-, тепло- и водоснабжения. В такой ситуации говорить о глобальных подходах и инвестициях в энергосбережение в принципе неправильно. За полгода мы сделали генеральную схему теплоснабжения г. Ижевска. Аналогичная работа ведется по основным городам республики. Это позволит концептуально определить дальнейшие шаги по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий.
С 1 января 2014 года на территории УР реализуется соответствующая государственная программа. Цель — снижение энергоемкости ВРП на 40 % к 2020 году относительно 2007 года. Стоимость программы составляет около 40 млрд руб., где 38 млрд руб. — это внебюджетные источники. Что касается предприятий, то энергосбережение — это их живой интерес. Особенно сейчас, когда приходится считать каждую копейку. И многие наши промышленные предприятия этими вопросами занимаются. Для них предусмотрены меры государственной поддержки, в том числе субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, также предоставляются субсидии на покрытие 30 % стоимости энергоэффективного оборудования. Если говорить о бюджетной сфере, то здесь многое предстоит сделать. С 2015 года определено обязательное участие в реализации мероприятий в области энергосбережения таких отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, сельское хозяйство и транспорт. Все, что нам позволяет сделать наш достаточно скудный бюджет, мы делаем. Переводим на газ котельные. По результатам проведенных энергоаудитов заключаются энергосервисные контракты на выполнение энергосберегающих мероприятий. При их исполнении без дополнительных расходов бюджета реализуются энергосберегающие мероприятия, и привлекаются внебюджетные средства. Во всех муниципальных образованиях перед главами ставится задача по переходу на энергосервисные контракты. Они не требуют вложений из муниципальных бюджетов. Потенциальные инвесторы готовы работать по этой схеме. 

— В рамках энергосервисных контрактов возврат инвестиций осуществляется за счет сэкономленных средств. Почему они не вызывают особого интереса?
— Есть такое понятие, как энергетическая безграмотность. Как выясняется из личных встреч, не каждый директор школы или руководитель медицинского учреждения знает, сколько они платят за тепло и воду. И им все равно — 100 тысяч рублей это или миллион. Есть, конечно, хорошие исключения. В некоторых школах установлены системы учета, температурные датчики, автоматика. Их немного. Но каким бы ни было отношение к этому, мы пойдем по этому пути. Это принципиальная позиция руководства республики. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал Промышленная и экологическая безопасность охрана труда

Все статьи рубрики