Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

сентябрь 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

В зоне. Проектирование санитарно-защитных зон предприятий

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Для Удмуртской Республики, входящей в число регионов с расширенным промышленным сектором экономики, такой вопрос, как экологическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятий, является весьма существенным. Несмотря на острую необходимость экологизации осуществляемых компаниями отраслевых работ, проблема компенсации воздействия на окружающую среду за счет проведения природоохранных мероприятий остается на уровне региона во многом нерешенной.

Наибольшим образом ее негативные последствия проявляются в аспекте, связанном с формированием санитарно-защитных зон предприятий. О ситуации, которая сложилась в этой области на современном этапе, рассказывает Александр Анатольевич Горев, заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по УР.     

- В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна устанавливаться специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ). Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия химического, биологического и физического загрязнения предприятия на атмосферный воздух до гигиенических нормативов и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, в обязательном порядке должен разрабатываться проект обоснования размера СЗЗ.

Порядок проектирования, установления класса опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру, режиму и ограничениям на использование территории СЗЗ, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления, требования к организации и благоустройству СЗЗ, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т. п.) определен санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, зарегистрированы в Минюсте РФ 25 января 2008 г. N 10995 и введены в действие с 1 марта 2008 года.
В соответствии с этим документом ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух – расчетная (предварительная) СЗЗ и подтвержден результатами натурных исследований и измерений – установленная (окончательная) СЗЗ.

Проектирование санитарно-защитных зон должно осуществляться на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. При этом в проекте должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Для промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с их санитарной классификацией санитарными правилами установлены следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м, второго класса - 500 м, третьего класса - 300 м, четвертого класса - 100 м и пятого класса - 50 м.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Изменение размера (увеличение, уменьшение) санитарно-защитных зон действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных объектов и производств должно сопровождаться разработкой проекта, обосновывающего необходимые изменения.

По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдается решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

При принятии органами местного самоуправления муниципальных районов решения о характере использования высвобождаемой территории необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству.

СанПиНом определен режим территории СЗЗ, в соответствии с которым в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования, а также объекты по производству лекарственных веществ, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

На 01.10.08 г. в Удмуртской Республике процедуру установления размеров СЗЗ провели 137 предприятий, что составляет 13,5 % от числа предприятий, для которых требуется организация СЗЗ. Проблемами, связанными с созданием предприятиями СЗЗ, являются, с одной стороны, финансовая, а с другой – организационная, то есть отсутствие на территории Удмуртской Республики механизма утверждения границ СЗЗ на уровне государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В 2007 году Управлением Роспотребнадзора по УР в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, был подготовлен и представлен для рассмотрения и утверждения проект Постановления Правительства Удмуртской Республики «О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов» и «Порядок проектирования, согласования и утверждения санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий и промышленных узлов на территории Удмуртской Республики», документы прошли экспертизу в Правовом управлении Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики и направлены на доработку.

Наличие утвержденных вышеназванных документов позволит провести в Удмуртской Республике инвентаризацию санитарно-защитных зон предприятий, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, скоординировать проведение работ по разработке или корректировке проектов СЗЗ, их согласованию и утверждению в установленном порядке, определить объемы и источники финансирования мероприятий по расселению жителей, в случае необходимости, за пределы СЗЗ, обеспечить на основе утвержденных проектов СЗЗ своевременную корректировку проектов зонирования территории населенных мест.


 

 

Пермякова Надежда Валентиновна,
директор ООО "Ижица"

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.07 №74, распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Вопрос о наличии материалов по организации СЗЗ может возникнуть:
- при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений на представление земельных участков на строительство объекта;
- при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений на вид деятельности.

В соответствии с п. 2.1., 3.12, 3.13 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 для предприятий I и II класса опасности, а также для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности, размеры санитарно-защитной зоны устанавливаются с учетом достижения на ее границах величин приемлемого риска для здоровья населения. Оценка риска для здоровья населения включает в себя идентификацию и оценку воздействия со стороны токсикантов, поступающих в среду обитания с выбросами предприятия на основе результатов моделирования максимальных и осредненных концентраций вредных примесей; оценку экспозиции и расчет риска от источников загрязнения; характеристику риска от воздействия вредных химических веществ на состояние здоровья населения, проживающего в районе размещения объекта.

Основные проблемы, возникающие на сегодняшний день при разработке проектов обоснования расчетной СЗЗ предприятий:
 – отсутствие корректной, актуальной графической информации. При подготовке графических материалов необходимо учитывать максимальное сохранение видимости исходной топографической информации, четкое нанесение границ объектов и их ориентировочных и расчетных СЗЗ, информацию об адресах жилых домов. Также к «недостаткам» исходных материалов можно отнести данные о перспективном развитии территории, данные об окружающих объектах, данные об акустических характеристиках оборудования, данные о наличии жалоб населения на функционирование объекта.
- отсутствие градостроительной документации в небольших населенных пунктах.


 

Штенникова Мария Викторовна, ведущий специалист ООО "Ижица"

При принятии решения о разработке проекта санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) предприятие должно осознавать необходимость  и обязательность проведения всех этапов: обоснование расчетной СЗЗ, проведение натурных лабораторных исследований и измерений (для подтверждения  расчетной СЗЗ), установление окончательной границы СЗЗ и далее регулярный производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и нормативов.

Обоснование требуемых размеров СЗЗ промышленных предприятий основывается на следующих информационно-методологических критериях:
- определение размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, сооружений и иных объектов должно осуществляться на основе комплексной оценки их потенциального влияния на здоровье населения через воздействие на объекты среды обитания с выявлением приоритетных (лимитирующих) факторов или их комбинаций;
- исходная информация должна иметь достоверность и доступность (состав первичных данных формируется на основе утвержденной статистической, проектной и градостроительной документации, а также данных мониторинга за качеством атмосферного воздуха и социально-гигиенического мониторинга);
- должна обеспечиваться объективность учета факторов, существенных для определения размера СЗЗ (адекватность данных об объемах выбросов и рассеивании загрязняющих веществ в атмосфере; данных лабораторного наблюдения за качеством атмосферного воздуха; материалов о риске для здоровья населения, формируемого отдельными загрязнителями);
- применяемое программное обеспечение должно отвечать критериям адекватности и универсальности.

В проекте обоснования размера расчетной СЗЗ разрабатывается программа натурных лабораторных исследований и измерений атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и в жилой застройке, в которой указываются общие сведения об объекте, обоснование принятых в программе решений, план-график с перечнем химических веществ, контролируемых в атмосферном воздухе, акустических параметров, подлежащих контролю, кратностями исследований, карта-схема с нанесением контрольных точек. В перечень приоритетных контролируемых веществ включаются вещества, максимальные приземные концентрации которых по проектным материалам наиболее приближены к ПДК максимально разовым (0,5-0,9 ПДК); вещества 1-2 класса опасности; вещества, входящие в группы суммации; вещества-маркеры для данного предприятия; вещества с высоким уровнем фонового загрязнения атмосферного воздуха, вещества-канцерогены; вещества, образующиеся при трансформации выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Точки отбора проб атмосферного воздуха должны совпадать с расчетными точками на границе расчетной СЗЗ, где определены максимальные приземные концентрации. Отбор проб необходимо производить при тех метеорологических параметрах, при которых определены расчетные значения границ СЗЗ. В дальнейшем правильно разработанная и выполненная программа натурных лабораторных исследований и измерений может использоваться на действующем предприятии как программа производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и нормативов.

 

 

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа РR"

Все статьи рубрики