Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

В пользу бизнеса: гармонизация экологического законодательства снизит нагрузку на предприятия

 
МАРКЕЛОВ  Леонид Игоревич, глава Республики Марий Эл

МАРКЕЛОВ Леонид Игоревич
глава Республики Марий Эл

Номер журнала: 

Рубрика: 

Анализ законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны и рационального использования природных ресурсов, устанавливающего обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, показывает, что в настоящее время в правовом поле Российской Федерации отсутствует исчерпывающий, структурированный перечень обязательных требований, предъявляемых законодательством и, соответственно, контрольно-надзорными органами, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Отсутствие такого перечня затрудняет деятельность организаций и бизнес-субъектов по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

В правовом поле Российской Федерации отсутствует исчерпывающий структурированный перечень обязательных экологических требований, предъявляемых законодательством и, соответственно, контрольно-надзорными органами, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Такая ситуация создает излишнюю нагрузку на предприятия, провоцирует возникновение коррупциогенных факторов.

Кроме того, ситуация, при которой наблюдается отсутствие исчерпывающего перечня обязательных требований, предъявляемых законодательством в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, может спровоцировать возникновение коррупциогенных факторов. С учетом такой ситуации органами экологического надзора, действующими на территории республики, выдвигается ряд предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования. Одна из инициатив связана со следующим: нарушения отдельных требований законодательства в области охраны окружающей среды не всегда являются составом административного правонарушения.
Для реализации единой госполитики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении экологического контроля, а также обеспечения рационального природопользования целесообразно разработать исчерпывающий перечень требований, предъявляемых законодательством, и установить юридическую (в том числе административную) ответственность за экологические правонарушения. 
Кроме того, обращается внимание на следующее. Статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесен контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности. При этом понятие «контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду» не определено. Необходимо установить порядок данного вида контроля.
Статьей 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» за органами исполнительной власти закреплено переданное полномочие по осуществлению контроля
за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, вправе принимать нормативные акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению исполнительной властью. Для повышения качества и количества надзорных мероприятий необходимо разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, или разработать методические рекомендации.
В целях организации учета результатов контрольно-надзорных мероприятий необходимо разработать порядок учета (в том числе ведения баз данных), регистрации и формирования материалов проверок и дел об административных правонарушениях. Для оценки эффективности экологического надзора целесообразно разработать соответствующую систему показателей.
Следует отметить, что сегодня требования в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям закреплены в семи федеральных законах и более чем в 80 подзаконных актах (постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, ведомственных инструкциях, приказах, правилах, методиках и др.). 

Все статьи рубрики