Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

В Пермском крае ведется непрерывный пожарный мониторинг территории

 
Поздеев Денис Викторович, заместитель начальника Главного управления  МЧС России по Пермскому краю (по Государственной противопожарной службе), полковник внутренней службы

Поздеев Денис Викторович
заместитель начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю (по Государственной противопожарной службе), полковник внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

С установлением теплой погоды резко увеличивается количество пожаров, связанных с возгоранием сухой травы, мусора в населенных пунктах, на сельхозугодьях, на приусадебных участках. Часто это приводит к тяжелым последствиям. О том, как проходит пожароопасный сезон в Пермском крае, рассказали в Главном управлении МЧС России по региону.
 

Прогноз по прохождению весенне-летнего пожароопасного сезона

Для территории Пермского края характерен весенне-летний пик пожарной опасности. С равной вероятностью пожарная опасность может устанавливаться как в начале лета (май-июнь), так и в конце (июль-август, иногда даже начало сентября). 
О том, что наступивший сезон будет непростым, свидетельствует статистика. 
С начала весенне-летнего пожароопасного периода 2020 г. (на 15.06.2020 г.) в регионе зарегистрировано 799 пожаров, при этом травмировано на пожарах 62 человека, 23 человека погибло. Также на территории Пермского края зарегистрировано восемь природных пожаров с общей площадью 5,08 га.

Прошлый весенне-летний пожароопасный сезон

Остановимся на итогах и уроках пожароопасного сезона 2019 г. Прошлый сезон составил 138 календарных дней (с 27 апреля по 11 сентября).  Всего было зарегистрировано 1744 пожара, на которых травмировано 98 человек, погибло 46 человек. Также на территории Пермского края зарегистрировано 22 природных пожара с общей площадью 73,42 га. 
Основным показателем эффективности является тушение лесных пожаров в первые сутки, в 2019 г. этот показатель составил 100 % (в 2018 г. — 93 %). 
Режим чрезвычайной ситуации в лесах на территории края не вводился.

Готовность номер один

Проверка готовности Пермского края, а также муниципальных образований к пожароопасному сезону 2020 г. прошла с 30.03.2020 г. по 01.04.2020 г.
20.04.2020 г. Постановлением Правительства Пермского края «Об усилении мер пожарной безопасности на территории Пермского края в весенне-летний пожароопасный сезон 2020 г.» № 190-п в регионе было объявлено о начале пожароопасного сезона.
В перечни населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, детских оздоровительных лагерей, расположенных на территориях, прилегающих к лесам и подверженных угрозе перехода природных (лесных) пожаров, вошли 181 населенный пункт, семь детских оздоровительных лагерей, 40 садоводческих некоммерческих товариществ, а также 18 объектов защиты иного назначения. 
В Главном управлении МЧС России по Пермскому краю был утвержден Приказ «Об организации охраны населенных пунктов и объектов от природных пожаров в 2020 г.» и План предупреждения и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории Пермского края в 2020 г., заключено Соглашение с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края «О порядке привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории Пермского края». В регионе действует сводный план тушения лесных пожаров Пермского края, а также разработаны и утверждены планы по каждому лестничеству.
С целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах создан СГБУ «Пермский лесопожарный центр».

Силы и средства 

Силы и средства Главного управления и ТП РСЧС края готовы к пожароопасному сезону.
В состав группировки сил и средств подразделений пожарной охраны Пермского территориального пожарно-спасательного гарнизона входит 570 подразделений общей численностью 9022 человека.
В полной готовности находится аэромобильная группировка, в составе которой — 100 человек и 16 единиц техники.
Кроме того, созданы нештатные формирования. Семь опорных пунктов по тушению крупных пожаров размещены в г. Пермь, г. Соликамск, г. Чайковский, г. Губаха, г. Кунгур, г. Кудымкар, г. Чернушка. На вооружении опорных пунктов имеется 27 единиц основной и 21 единица специальной техники с общей численностью 110 человек. 
На время весенне-летнего пожароопасного периода создано девять временных пожарных постов, которые укомплектованы пожарным инвентарем, пятью единицами основной техники, четырьмя мотопомпами. Общая численность — 30 человек.

Профилактическая работа

В регионе проводится непрерывный пожарный мониторинг состояния территории.
Авиационное патрулирование осуществляют два самолета типа АН-2 и легкомоторный вертолет, также с целью мониторинга осуществляют полеты 29 беспилотных летающих аппаратов лестничеств Пермского края и СГБУ «Пермский лесопожарный центр». 
С начала пожароопасного периода с целью мониторинга беспилотные летающие аппараты Главного управления  МЧС России по Пермскому краю совершили более 100 вылетов.
В крае работает система видеонаблюдения «Лесохранитель» с применением 25 видеокамер, установленных на вышках операторов сотовой связи.
Ежедневно в каждом муниципальном образовании Пермского края проводится патрулирование территорий. Ведутся рейдовые осмотры территорий садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, с проведением разъяснительной работы с председателями и членами товариществ.
В результате работы 3834 патрульных групп (на 15.06.2020 г.) возбуждено 227 дел об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 217 граждан и четыре должностных лица.
Составлено 18 протоколов в отношении должностных лиц органов местного самоуправления.
Направлено 185 информационных писем о выявленных нарушениях  в органы власти, прокуратуры и руководителям организаций, в том числе СНТ.
Еще один важный вид профилактической работы — обеспечение противопожарных преград (минерализованных полос, опашки) населенных пунктов, граничащих с лесными массивами. На данный момент проведена опашка 408 км из 417 требуемых (97,8 %).

Требования в пожароопасный сезон

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» установлены следующие требования:
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Запрещается на территориях общего пользования, прилегающих к объектам защиты, в том числе к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами.
Запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов.
При размещении в лесничествах (лесопарках) объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение, заготовление живицы и др.) руководитель организации обязан:
1) предусматривать противопожарные расстояния от указанных объектов до лесных насаждений, устройство минерализованных полос, а также размещение основных и промежуточных складов для хранения живицы в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;
2) обеспечивать в период пожароопасного сезона (в период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, при получении штормового предупреждения и при введении особого противопожарного режима) в нерабочее время охрану объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов;
3) содержать территории противопожарных расстояний от объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов до лесных насаждений очищенными от мусора и других горючих материалов.
Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что:
а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 м от ближайшего объекта защиты;
б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25-30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;
в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим;
г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляется руководителем организации.
Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.
На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 м от объектов защиты.
Запрещается на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 м от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Ответственность  и санкции

Надо помнить, что в случае возникновения пожара виновные лица подлежат привлечению к административной или уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ наступает административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.  
Часть 6 данной статьи «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека» влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 4000 до 5000 рублей; 
- на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; 
- на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей. 
Часть 6.1. «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека» влечет наложение административного штрафа:
-  на юридических лиц — в размере от 600 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Не стоит забывать, что законом предусмотрена уголовная ответственность, предусматривающая более суровое наказание.  
В соответствии со ст. 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности»   наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности», совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
По ч. 2 ст. 219 УК РФ за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно ч. 3 ст. 219 УК РФ за деяние, предусмотренное ч. 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В соответствии с ч. 1 ст. 261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений» в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от 200 000 до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
За деяния, предусмотренные ч. 1, если они причинили крупный ущерб (ч. 2 ст. 261 УК РФ), грозит наказание в виде штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно ч. 3 ст. 261 УК РФ уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом в размере от 500 000 до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет или без такового. 
Деяния, предусмотренные ч. 3, если они причинили крупный ущерб (ч. 4 ст. 261 УК РФ), наказываются штрафом в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Главное управление МЧС России по Пермскому краю напоминает гражданам, юридическим и должностным лицам о соблюдении требований пожарной безопасности.

Все статьи рубрики