Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Утверждены правила создания и эксплуатации автоматических средств измерения и учета выбросов на объектах I категории

 
ПОПОВА Елена Евгеньевна, начальник отдела государственной экологической  экспертизы  и разрешительной  деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

ПОПОВА Елена Евгеньевна
начальник отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  виды технических устройств, которые должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета, правила их создания и эксплуатации, требования к ним утверждаются Правительством Российской Федерации.

Виды технических устройств

Во исполнение требований Федерального закона Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 г. № 428-р (далее Распоряжение № 428-р) утверждены  виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ.
К данным техническим устройствам отнесены:
1. Установки очистки газов и аспирационное оборудование при производстве кокса из каменного угля перед выбросом в атмосферный воздух.
2. Печи дожига отходящих газов процессов переработки природного газа.
3. Технологические печи и печи дожига отходящих газов процессов переработки нефти.
4. Установки по производству серы и серной кислоты при производстве нефтепродуктов.
5. Котлы паровые, работающие на жидком и твердом топливе, среднее время работы которых в течение последних трех лет эксплуатации превышает 2000 часов в год (основной вид топлива определяется в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации парового котла или как 90 процентов и более потребленного топлива в течение последних трех лет эксплуатации).
6. Установки по обжигу и спеканию железной руды, руд цветных металлов с единичной производительностью 500 тонн в сутки и более.
7. Установки по производству чугуна и стали с единичной проектной мощностью 2,5 тонны в час и более (за исключением вагранок открытого типа).
8. Установки по производству никеля, меди и алюминия с проектной производительностью пять тонн в час и более, а также ферросплавов, свинца и его сплавов с проектной производительностью одна тонна в час и более.
9. Печи по производству листового и тарного стекла, стекловолокна с проектной производительностью 150 тонн в сутки и более (по расплавленной стекломассе).
10. Установки по производству керамических изделий путем обжига, в том числе кирпича, блоков (поризованного камня), керамической черепицы, керамической плитки, сантехнических керамических изделий, огнеупорных керамических изделий, с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более.
11. Печи вращающиеся по производству клинкера цементного с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более.
12. Печи вращающиеся по производству извести с проектной мощностью 80 тонн в сутки и более.
13. Печи дожига (сжигания), абсорберы, скрубберы, иные установки на производствах органических химических веществ, неорганических химических веществ и химических продуктов.
14. Установки получения аммиака и карбамида при производстве минеральных удобрений.
15. Сушильные барабаны и грануляторы при производстве минеральных удобрений.
16. Установки получения нитрата аммония при производстве азотных минеральных удобрений.
17. Установки по производству целлюлозы и древесной массы.
18. Установки по производству бумаги и картона с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более.
19. Котлы по сжиганию серосодержащих газов при производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги  и картона.
20. Установки по сжиганию отходов I, II и III классов опасности, а также пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к употреблению, с проектной мощностью 200 кг в час и более.
21. Установки по сжиганию отходов IV и V классов опасности с проектной мощностью три тонны в час и более.
22. Установки по сжиганию биологических и медицинских отходов с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более.
Также в п. 23 Распоряжения № 428-р определены виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях сбросов загрязняющих веществ.
К ним отнесены выпуски сточных вод, включая глубоководные выпуски, в водные объекты, за исключением выпусков сточных вод, образующихся на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых осуществляется деятельность исключительно по производству кокса, добыче сырой нефти и (или) природного газа, переработке природного газа, добыче и обогащению железных руд, обеспечению электрической энергией, газом и паром, производству фармацевтических субстанций, обработке поверхностей, предметов или продукции.

Создание системы контроля

Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 г. № 262
«Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» (далее Постановление № 262) определяет  создание системы автоматического контроля, включающей в себя следующие этапы:
а) определение стационарных источников и показателей выбросов и (или) сбросов, подлежащих контролю автоматическими средствами измерения, их предпроектное обследование;
б) разработка и утверждение программы создания системы автоматического контроля (далее программа);
в) проектирование системы автоматического контроля;
г) поставка и монтаж оборудования, необходимого для создания системы автоматического контроля;
д) приемка системы автоматического контроля в эксплуатацию;
е) ввод в эксплуатацию системы автоматического контроля.

Программа создания системы

Программа должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Программой должны определяться стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения, а также средств фиксации, состав и форма передаваемой информации.
Стационарные источники выбросов включаются в программу при соблюдении следующих условий:
а) выбросы от стационарного источника образуются при эксплуатации технических устройств;
б) в выбросах от стационарного источника присутствует одно из следующих загрязняющих веществ, массовый выброс которых превышает значения, представленные в табл. 1.
в) наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника выбросов.
Стационарные источники сбросов включаются в программу при соблюдении следующих условий:
а) сбросы сточных вод стационарным источником образуются при эксплуатации технических устройств;
б) сбросы сточных вод стационарным источником в общий объем сточных вод, отводимых с объектов I категории, составляют более 15 %;
в) наличие средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника сбросов.
На объекте I категории может создаваться и эксплуатироваться как единая система автоматического контроля, так и несколько систем автоматического контроля отдельно по выбросам или по сбросам.
Проектирование системы автоматического контроля осуществляется с учетом применимых положений информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 22.1-2016 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» и (или) информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям для конкретной отрасли промышленности.
Правилами установлен порядок определения  мест установки технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов и (или) сбросов, с учетом, который также проводится на этапе проектирования.

Требования к системам

Постановлением  № 263 утверждены: 
- требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ;
- требования к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Автоматические средства измерения показателей выбросов загрязняющих веществ должны обеспечивать измерение и учет:
а) концентрации загрязняющих веществ в мг/м3;
б) объемного расхода отходящих газов в м3/ч;
в) давления отходящих газов в кПа;
г) температуры отходящих газов в °С;
д) содержания кислорода в отходящих газах в процентах (при необходимости);
е) влажности отходящих газов в процентах (при необходимости)
 Автоматические средства измерения показателей сбросов загрязняющих веществ должны обеспечивать измерение и учет:
а) концентрации загрязняющих веществ в мг/м3;
б) объемного расхода сбрасываемых сточных вод в м3/ч;
в) температуры сбрасываемых сточных вод в °С;
г) водородного показателя сбрасываемых сточных вод в единицах рН;
д) величины химического потребления кислорода в мг/дм3;
е) мутности.

Хранение и передача результатов

Технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ должны обеспечивать передачу сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 
Технические средства фиксации и передачи информации должны обеспечивать:
а) прием информации, получаемой от автоматических средств; 
б) передачу информации о результатах измерений выбросов загрязняющих веществ, усредненных за каждые 20 или 30 минут;
в) передачу в реестр информации о результатах измерений сбросов загрязняющих веществ, усредненных за каждые два или три часа;
г) хранение информации, принимаемой и передаваемой в реестр при изменении подачи энергии от внешних источников, в течение не менее одного года;
д) сохранение переданной информации с регистрацией времени и  даты остановки и возобновления работы автоматических средств измерения в случае их остановки;
е) идентификацию и авторизацию производственных объектов и каждого конкретного источника выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ в реестре;
ж) достоверность приема и передачи информации, предотвращение ее искажения.

Срок оснащения

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. 
В случае если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

Все статьи рубрики