Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Утилизация отходов от использования товаров и экологический сбор — обязанности производителя

 
Вологжанин Валерий Витальевич, врио заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора

Вологжанин Валерий Витальевич
врио заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов — это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе:
- повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг);
- их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);
- извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
- использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (энергетическая утилизация).

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

- Что такое нормативы утилизации, какими актами они установлены?
- Норматив утилизации отходов от использования товаров – выраженное в процентах отношение количества товаров, упаковки товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории РФ.
Нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р.

- Какие категории товаров подлежат утилизации по нормативам? 
- Нормативы утилизации установлены в отношении товаров, упаковки товаров, которые включены в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный  Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2970-р.

- Кто обязан обеспечить нормативы утилизации?
- Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории РФ (производителей товаров) с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении:
- товаров, произведенных на территории РФ;
- упаковки товаров, произведенных на территории РФ.
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (импортеров товаров) с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении:
- товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
- товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза;
- упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
- упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

- Чем подтверждается выполнение нормативов? Каков порядок представления отчетов?
- Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, производители и импортеры товаров представляют декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (далее  декларация) и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее  отчетность).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 г. № 1417 утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 г. № 1342 утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
Декларация и отчетность представляются в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством телекоммуникационных сетей, при этом представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

Декларация и отчетность представляются в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством телекоммуникационных сетей, при этом представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация и отчетность представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов (https://lk.fsrpn.ru/).
Декларация и отчетность представляются:
- производителями товаров — в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации;
- импортерами товаров, ассоциациями — в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно являются производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Выполнение нормативов утилизации подтверждается:
- договорами — в случае если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;
- актами утилизации отходов от использования товаров.

- Что такое экологический сбор? Кто обязан его уплачивать? Каковы сроки уплаты?
- Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.

- Каков порядок отчета об уплате экологического сбора? 
- Правила взимания экологического сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1073.
Расчет суммы экологического сбора представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным, посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью. При представлении расчета суммы экологического сбора в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов (https://lk.fsrpn.ru/).

- Проверяется ли достоверность информации об уплате экологического сбора и выполнении нормативов инспекторами при проведении проверок?
- При проведении федерального государственного экологического надзора осуществляется контроль за выполнением установленных нормативов утилизации, правильностью исчисления и своевременностью внесения суммы экологического сбора.

- Кто несет ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации, неуплату экологического сбора? Каков размер санкций?
- Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год, согласно ст. 8.5.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 3000 руб. до 6000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 руб. до 70 000 руб.; 
- на юридических лиц — от 70 000 руб. до 150 000 руб. 
Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, в соответствии со ст. 8.41.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 5 000 до 7 000 руб.; 
-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей; 
-на юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.

- Были ли в 2020 году в связи с пандемией коронавируса изменения в области выполнения нормативов утилизации отходов и экологического сбора?
- Да, в 2020 году изменился срок исполнения обязанности по внесению экологического сбора за 2019 год: 12.05.2020 г. вместо 15.04.2020 г.  в связи с введением нерабочих дней в период с 04.04.2020 г. по 30.04.2020 г., с 06.05.2020 г. по 08.05.2020 г. в соответствии с Указом президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Указом президента РФ от 28.04.2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Все статьи рубрики