Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Уровень промышленной безопасности зависит от квалификации персонала предприятий

 
ПЕТРОВ  Борис Германович, руководитель Приволжского  управления Ростехнадзора

ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

В основном понижение было по ряду объектов котлонадзора, газопотребления и растительного сырья. Было исключено из реестра 40 объектов, поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора, по причине потери признаков опасности. Однако после перерегистрации и присвоения классов опасности по 10 объектам по результатам проверок класс опасности был пересмотрен в сторону повышения. Но административным регламентом не предусмотрен возврат к объектам, понизившим класс опасности или исключенным вовсе. И этим предприятия пытаются пользоваться. Еще один критерий идентификации — это наличие рядом расположенных в радиусе 500 м один от другого ОПО, что должно повышать их класс опасности.
Однако данное положение может реально работать в рамках одного предприятия, или если один и тот же инспектор является куратором смежных объектов. На деле же собственники объектов стараются этот критерий не учитывать, а инспектора не всегда могут отследить правильность идентификации. Поэтому для того чтобы этот критерий работал, нужно, на наш взгляд, организовать взаимодействие с Росреестром, у которого есть все кадастровые номера и, соответственно, географические координаты участков  расположения ОПО. Наличие такого соглашения с Росреестром во многом могло бы облегчить в том числе работу Ростехнадзора по контролю над установлением и соблюдением режимов охранных зон магистральных нефтегазопроводов и линий электропередач.
Существуют также вопросы и по регламенту регистрации экспертиз, и по критериям отказа в их регистрации. На сегодняшний день есть фактически два критерия для исключения из реестра уже зарегистрированных экспертиз, и все они связаны с ликвидацией ОПО или утратой им признаков опасности. В то же время при проверке инспектора устанавливают недостоверность проведенных экспертиз, дают предписание предприятию отозвать их из реестра, но регламентом эта мера не предусмотрена, и нарушения остаются неустраненными. Второй критерий — это аффилированность (присоединенность) экспертных организаций. В ст. 13 № 116-ФЗ говорится о недопустимости проведения экспертиз на собственном предприятии или на предприятии, входящем с экспертами в одну группу юридических лиц. В законе это так, но в действующем регламенте по проведению ЭПБ это требование отсутствует. Безусловно, есть нарушения в этой сфере, но сделать в рамках действующего законодательства ничего нельзя, нужны дополнения в регламент.

 

Лицензирование ОПО
На сегодняшний день переоформлены лицензии только у 174 организаций, подконтрольных Приволжскому управлению Ростехнадзора, еще около 200 предприятий были проверены на соответствие лицензионным требованиям и получили отказ в переоформлении лицензий. Половина из них подала заявки повторно и получила лицензии на новый вид деятельности — «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», а остальные повторно не обращались.
Кроме того, остальные предприятия и их большинство даже не приступали к переоформлению лицензии, поэтому хочется напомнить, что это требование федерального законодательства. В этой области идет активная работа: во все предписания включаются требования с конкретными сроками по переоформлению лицензий, но необходимо принять и общие для всех обязательные сроки их переоформления.

Подготовка специалистов для опасных производств
На территории Приволжского управления работает 35 учебно-курсовых комбинатов, большинство из них имеет необходимую техническую базу для подготовки специалистов и персонала. Наши инспектора периодически бывают в учебных комбинатах, участвуют в работе аттестационных комиссий.

 

Отмечу, что в настоящее время отменен приказ № 1154 «Об утверждении Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». Кроме того, признана утратившей силу глава II «Профессиональное обучение рабочих основных профессий» приказа № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». В настоящее время процесс подготовки рабочих для опасных производств практически не контролируется Ростехнадзором.
Еще один важный момент касается того, что участие инспекторов в работе экзаменационных комиссий учебных центров отвлекало их от основной работы, поэтому нужно признать, что отказ от этой практики освободил инспекторов от непрофильной деятельности. В связи с выходом новых федеральных норм и правил в настоящее время принимается и обновляется большое количество нормативных документов. Необходима актуализация типовых инструкций по работе с ГПМ, эксплуатацией сосудов под давлением и др., а Ростехнадзор не имеет возможности контролировать, учитываются ли эти изменения в программах обучения персонала или нет. Такое положение дел может привести к ситуации, когда опасные объекты будет обслуживать персонал, не имеющий качественной подготовки и актуальных знаний. Это обусловлено тем, что специалисты, которые оценивают соответствие учебных заведений лицензионным требованиям, не всегда обладают достаточными знаниями в части их соответствия типовым программам для персонала ОПО. Эти программы должны быть составлены в соответствии со стандартами, которые еще не разработаны, хотя работа по подготовке персонала для ОПО не прекращалась. В то же время существует возможность упростить некоторые вопросы аттестации. К примеру, инженерно-технический персонал обязан проходить аттестацию при работе на ОПО один раз в пять лет. Кроме того, он же проходит проверку знаний на подтверждение группы электробезопасности ежегодно или один раз в три года. Это приводит к отвлечению персонала от работы и увеличивает затраты компаний. Выходом из данного положения может быть объединение аттестации и проверки знаний или введение одинакового временного промежутка между проверками знаний и аттестацией.
Отметим, что только внимательное отношение к вопросам промбезопасности, качеству  строительства ОПО — это залог их безаварийной работы. 

Продолжение статьи по ссылке

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики