Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Строительные площадки и обращение с отходами

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

31.05.2021 г. Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора провело публичные обсуждения правоприменительной практики в онлайн-формате. Участники получили подробную информацию о результатах контрольно-надзорной деятельности Управления, 
изменениях в природоохранном законодательстве и рекомендациях по соблюдению обязательных требований.

Во время публичных обсуждений у природопользователей была возможность получить  ответы от специалистов Управления на волнующие вопросы. Предлагаем вниманию читателей вопросы и ответы, которые касаются предприятий, ведущих строительство, а также важной для всех темы обращения с отходами.  

 - Каковы требования к строительным площадкам (III категория) в части отчетности? 

Ответ:
- Организациям, ведущим строительство, необходимо выполнять следующее: 
- представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);
 - представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);
- разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
- разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 г. № 667);
- получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
- оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. приказы Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, 14.06.2018 г. № 261, 16.10.2018 г. № 522);
- расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 10.12.2020 г. № 1043);
- представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 г. № 661);
- разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811).

- Каким образом поставить на учет строительную площадку? Кто ставит: заказчик, генподрядчик, подрядчики — каждый по своему виду работ? Если строительную площадку может поставить на учет только одно юрлицо, как другим юрлицам (подрядчикам, субподрядчикам) отчитываться за свои образованные отходы и выбросы?

Ответ:
- Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (далее закон № 7-ФЗ) объектом НВОС является  объект  капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность под строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, подпадает под приведенное в ст. 1 закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС, поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, подпадает под приведенное в ст. 1 закона № 7-ФЗ определение объекта НВОС, поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду.

 Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398 (далее критерии).
Согласно подпункту 3 п. 6 и п. 11 критериев осуществление на объектах НВОС  хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов  капитального строительства является основанием для отнесения такого объекта НВОС к объектам III или IV категории в зависимости от продолжительности указанной деятельности. 
Согласно подпункту 3 п. 6 критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов  капитального строительства продолжительностью более шести месяцев, относятся к объектам НВОС III  категории.
В соответствии  п. 11 критериев объекты НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов  капитального строительства продолжительностью менее шести месяцев, относятся к объектам НВОС IV  категории.
Ст. 210 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
П. 1 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ установлено, что объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
В случае осуществления деятельности по строительству обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет возникает у юридического лица, непосредственного осуществляющего работы по строительству на строительной площадке.
В условиях договорных отношений между заказчиком, генподрядчиком и подрядчиками обязанности по постановке на государственный учет объектов НВОС могут определяться в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров.

- Каков порядок постановки на учет объекта НВОС — строительной площадки? 

Ответ:
- Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном ст. 69 и ст. 69.2 закона № 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов НВОС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. № 572 (далее правила).
Основанием для постановки объекта НВОС на государственный учет является заявка о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. № 554. При этом необходимо учитывать, что датой начала эксплуатации для строительной площадки будет считаться дата выдачи разрешения на строительство либо дата утверждения проектной документации.
При изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды сведения об объектах НВОС подлежат актуализации согласно абз. 4 п. 6 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ. К указанным случаям могут относится в том числе начало выполнения строительных работ, влекущее за собой увеличение источников загрязнения окружающей среды, а также завершение таких работ.
Актуализировать сведения об объекте НВОС должны юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС.

Согласно подпункту 3 п. 6 и п. 11 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, осуществление на объектах НВОС  хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов  капитального строительства является основанием для отнесения такого объекта НВОС к объектам III или IV категории в зависимости от продолжительности указанной деятельности.

- В Приказе Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» что подразумевается под «адресом места нахождения организации, сдавшей отходы на утилизацию»?

Ответ:
- Согласно п. 2. ст. 54 ч.1 Гражданского кодекса РФ (№ 51-ФЗ от 30.11.1994 г.) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации. 
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

- Нужно ли корректировать ДВОС при смене полигона размещения отходов?

Ответ:
- В соответствии со ст. 31.2 закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
 Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной ст. 69.2 закона № 7-ФЗ актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В связи со вступлением в силу с 14.12.2020 г. приказа Минприроды РФ от 23.06.2020 г. № 383 «О внесении изменений в приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2018 г. № 261, от 11.10. 2018 г. № 509, от 11.10.2018 г. № 510» информируем о том, что внесены изменения в форму декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденную приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509.

- Какие изменения произошли в области лицензирования деятельности по обращению с отходами?

Ответ:
- С 01.01.2021 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе от 04.05.201 г.1 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внесенные Федеральным законом от 27.12.2019  г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности». 
Так, с 01.01.2021 г. прекращено оформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности на бумажном носителе. Фактом предоставления (переоформления) лицензии является внесение соответствующей записи в реестр лицензий. Запись в реестр лицензий вносится территориальным органом Росприроднадзора в день принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии. 

В связи со вступлением в силу с 14.12.2020 г. приказа Минприроды РФ от 23.06.2020 г. № 383 «О внесении изменений в приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2018 г. № 261, от 11.10.2018 г. № 509, 
от 11.10.2018 г. № 510» информируем о том, что внесены изменения в форму декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденную приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509.

Кроме этого, с 01.01.2021 г. не предоставляются дубликат лицензии и копия лицензии. 
С 01.01.2021 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 г. № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», которым в том числе изменены лицензионные требования и перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги в зависимости от конкретного вида деятельности в области обращения с отходами.
Сведения о конкретной лицензии могут быть предоставлены территориальным органом Росприроднадзора по заявлению любого заинтересованного лица в форме выписки из реестра лицензий, либо копии приказа территориального органа Росприроднадзора о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре сведений о лицензии или при невозможности определения конкретного лицензиата. 
Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату в размере 3000 руб. за одну выписку в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 06.11.2020 г. № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата». 
Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы. 
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, четко дифференцированы в зависимости от вида деятельности по обращению с отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение). 
Уточнен перечень грубых нарушений лицензионных требований.
13.03.2021 г. вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденный приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 (далее административный регламент), который действует в настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 г. № 2290.

Согласно пп. 7-10 административного регламента при предоставлении государственной услуги между центральным аппаратом Рос-природнадзора и его территориальными органами устанавливается разграничение полномочий.
Центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет предоставление государственной услуги в части:
- сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов I-II классов опасности;
- размещения отходов I-IV классов опасности;
- сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.
Территориальные органы Росприроднадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствующем субъекте Российской Федерации, подают заявления о предоставлении лицензий на осуществление видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с разграничением полномочий отнесено к полномочиям территориальных органов, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
В случае если заявителем планируется осуществление видов работ, входящих одновременно в полномочия центрального аппарата Росприроднадзора и его территориальных органов, предоставление государственной услуги осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора.

Все статьи рубрики