Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Строительная площадка как объект НВОС

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Немало вопросов, касающихся обращения с отходами, постановки на учет, отчетности, возникает при строительстве объектов. На некоторые такие вопросы ответили специалисты Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора.

- Каким требованиям должны соответствовать продавец и покупатель отходов, образовавшихся в ходе строительной деятельности, V класса опасности при передаче права собственности на такие отходы по договору купли-продажи? Правомерна ли передача отходов V класса опасности с целью осуществления перевода таких отходов в категорию продукции и их дальнейшей реализации покупателем? Если такая передача является правомерной, то какие документы обязан предоставить покупатель продавцу и будут ли такие документы удовлетворять требованиям природоохранного законодательства в части предоставления отчетности по отходам? 

Ответ: 
- Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, товар не может быть отходом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» на товар должны быть разработаны технические условия (вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги). 
Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» утверждены сроки и формы отчетности:
- о представлении информации о местах (площадках) для сбора отходов от использования товаров, организованных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров;
- о представлении информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров.
Производители товаров также осуществляют экологический сбор в соответствии со ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Обязанность по постановке  строительной площадки как объекта НВОС на государственный учет возникает у лица, непосредственно осуществляющего работы по строительству объекта капитального строительства, если иное не установлено договорными отношениями.

- Как вносить плату за НВОС подрядчикам на объекте строительства, которому заказчик присвоил категорию НВОС?

Ответ: 
- В случае, если подрядчик эксплуатирует чужой объект, он должен актуализировать сведения об эксплуатирующей организации объекта НВОС в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Плата будет осуществляться в зависимости от категории объекта НВОС согласно формулам, указанным в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

- Генподрядчик поставил объект на учет в государственном реестре объектов НВОС, а  все работы по обращению с отходами производит подрядчик. Может ли генподрядчик при предоставлении отчетности использовать документы подрядчика, а именно: договоры на обращения с отходами, акты приема-передачи отходов? Как производить плату за НВОС генподрядчику?

Ответ: 
- В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Таким образом, в вашем случае за размещение отходов будет осуществлять плату подрядчик, а также он обязан будет предоставить отчетность по форме 2-ТП (отходы).

- При сдаче отчетности подрядчиком, являющимся образователем отходов, каким образом будет указываться категория объекта (стройплощадки), если она поставлена на учет генподрядчиком?

Ответ: 
- Категория объекта и код объекта присваиваются при постановке объекта НВОС на государственный учет. При подаче отчетности подрядчиком, являющимся образователем отходов, категория объекта отсутствует.

- Обязательно ли заключать договор юр. лицу на вывоз ТКО с региональным оператором? В какой срок нужно заключить этот договор?

Ответ:
- Природопользователь обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вам необходимо обратиться в адрес регионального оператора или в органы местного самоуправления, так как согласно с п. 4. ст. 13.4, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).

- Каким образом осуществлять постановку строительной площадки на учет, если работы на ней ведут подрядчик и несколько субподрядчиков одновременно? Если ставит на учет только подрядчик, то каким образом вести учет и предоставлять отчетность?

Ответ: 
- Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии) осуществление деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием для отнесения строительной площадки к объектам НВОС III категории (пп. 3 п. 6 Критериев),  менее 6 месяцев — к объектам НВОС IV категории  (п. 11 Критериев).
Из положений п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что обязанность по постановке  строительной площадки как объекта НВОС на государственный учет возникает у лица, непосредственно осуществляющего работы по строительству объекта капитального строительства, если иное не установлено договорными отношениями.
Таким образом, все действующие строительные площадки, на которых ведутся работы по строительству объектов капитального строительства, необходимо поставить на государственный учет объектов НВОС в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, то есть до 1 июля 2021 года.
Некоторые  вопросы, связанные с постановкой на государственный учет объектов строительства, разъяснены Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в письмах от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531 и от 05.02.2021 № МК-02-02-34/3224.
Порядок представления заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
   После постановки строительных площадок в качестве объекта НВОС на государственный учет у лиц, их эксплуатирующих, возникает обязанность вести и сдавать экологическую отчетность, предусмотренную для  объектов III и IV категории НВОС соответственно.

Природопользователь обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как снимать с учета стройку, когда она завершена?

Ответ: 
- После завершения работ по строительству объекта строительная площадка как объект НВОС подлежит снятию с государственного учета в порядке, предусмотренном ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом документом, подтверждающим прекращение деятельности на строительной площадке, может являться акт о ее ликвидации, консервации или разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию.

- Кто является собственником отходов, образованных на объекте НВОС в процессе выполнения работ непосредственно подрядчиками по договорам: подрядчики или лицо, осуществившее постановку на учет объекта НВОС, застройщик или генподрядчик?

Ответ: 
- В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Основания приобретения права собственности определены ст. 218 ГК РФ.
В силу ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).
Согласно ч .2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица свободны  в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом,  вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

- В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» постановке на государственный учет объектов НВОС подлежат объекты, на которых осуществляется деятельность по строительству объектов капитального строительства. Подлежит ли постановке на учет как объект НВОС объект, на котором осуществляется деятельность по строительству объекта некапитального строительства?

Ответ: 
- Согласно подп. 3 п. 6 и п. 11 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии) осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства является основанием для отнесения такого объекта НВОС к объектам 3 или 4 категории  в зависимости от продолжительности осуществления указанной деятельности.
Определение объекта капительного строительства приведено в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
 В случае если на объекте осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства, к указанному объекту положения п. 6 и 11 Критериев не применяются.
Вместе с тем, подп. 5 п. 6 Критериев установлено, что осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду , определенным в разделе IV Критериев, является критерием отнесения такого объекта НВОС к объектам III  категории.

- Как осуществляется снятие объекта НВОС с учета при присвоении IV категории? 

Ответ: 
- После завершения работ по строительству объекта строительная площадка как объект НВОС подлежит снятию с государственного учета в порядке, предусмотренном ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом документом, подтверждающим прекращение деятельности на строительной площадке, может являться акт о ее ликвидации, консервации или разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию.

- Каково применение требований разработки и соблюдения мероприятий при наступлении неблагоприятных метеорологических условий для строительных площадок (отнесенных к объектам НВОС III категории)?

 Ответ: 
- В соответствии со ст. 19 Федерального закона от  04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Приказом  Минприроды России от 28.11.2019 № 811  «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» определены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования). 
Требования распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
 П. 17 Требований установлено, что в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования.
Приказом  Минприроды России от 28.11.2019 № 811  «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» определено, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают и обязаны проводить мероприятия для всех источников выбросов объектов I, II, III категорий, подлежащих нормированию, с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с Приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и представления заинтересованным лицам».
По конкретным вопросам разработки для предприятия мероприятий НМУ в зависимости от особенностей их производственной деятельности и мест расположения целесообразно обращаться в уполномоченный на осуществление регионального экологического надзора орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Все статьи рубрики