Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Специальная оценка условий труда: опыт Ростовской области

 
МИХАЛЬКОВА Елена Александровна, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Ростовской области (по охране труда)

МИХАЛЬКОВА Елена Александровна
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Ростовской области (по охране труда)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. 
Закон обязывает работодателей провести процедуру специальной оценки условий труда с целью определения необходимости предоставления гарантий работникам, таких как: льготы, надбавки, доплаты, дополнительный отпуск и досрочный выход на пенсию в зависимости от степени вредности условий труда.
Работа по реализации данного закона является в настоящее время важным элементом в развитии социально-трудовых отношений в нашей стране. 
Принципиальное отличие новой системы от ранее действующей заключается в том, что в законе прописан единый механизм по оценке условий труда.  Новый закон не только обязывает работодателей улучшать условия труда, но и заставляет их задуматься над тем, что дешевле вложить необходимые средства в улучшение условий труда, чем уплачивать большие административные штрафы либо платить компенсации работнику при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании. 
Закон предписывает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а Государственная инспекция труда в Ростовской области является его территориальным органом, обеспечивать формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Теперь государственный инспектор труда имеет право выдавать организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания в случае нарушения Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Надзорно-контрольная практика Гострудинспекции показывает, что  основным нарушением, выявленным в ходе проверок соблюдения работодателями  требований этого закона, явилось непроведение специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест), что не позволяет своевременно провести медицинские осмотры работникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда, производить повышенную оплату труда работникам, предоставлять дополнительные дни отпуска работникам, обеспечивать выдачу молока и лечебно-профилактического питания за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Это нарушение напрямую связано с другим серьезным нарушением ст. 57 Трудового кодекса РФ: в трудовых договорах не указываются обязательные условия трудового договора, условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Часто в ходе проверок выявляется такое неправомерное толкование Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: работодатель, не проводивший аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года и  специальную оценку условий труда на рабочих местах после 1 января 2014 года, считает, что он может не указывать вышеназванные обязательные условия трудового договора, то есть в его понимании это не является нарушением. Кроме того, он считает, что проведение спецоценки условий труда — понятие совершенно новое, и у него есть право на ее проведение поэтапно в любое удобное для него время до конца 2018 года. А то, что у него была обязанность, не исполненная им — проведение аттестации рабочих мест до изменения законодательства — он, как правило, забывает. 
Государственной инспекцией труда в Ростовской области в I полугодии 2015 года было проведено 680 проверок по вопросам специальной оценки условий труда, в ходе которых  выявлено 353 нарушения. 
За  нарушение порядка проведения (непроведение) специальной оценки условий труда к административной ответственности привлечено 238 должностных и юридических лиц на общую сумму 6 336 500 рублей.
В целом за шесть месяцев 2015 года 2505 организаций провели  специальную оценку условий труда на 83 331 рабочем месте, на которых занято 95 623 работника, в том числе 51 726 женщин, 17 несовершеннолетних, 896 инвалидов.
В ходе проверок выявляются нарушения по вопросам непредоставления гарантий и компенсаций по результатам проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).
Так, при проведении проверки в НОУ «Донской юридический институт» установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не обеспечена бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания, нарушения установлены результатами проведенной в 2014 году спецоценки. По факту выявленных нарушений юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности на общую сумму 65 000 рублей.
При проведении проверки в ООО «ОГК» Горняк» выявлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (электросварщики), не предоставляются дополнительные отпуска и повышенный размер оплаты труда, установленные результатами специальной оценки условий труда. По факту указанных нарушений юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности на общую сумму 65 000 рублей.
Гострудинспекцией выданы работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, обжалование которых в судебном порядке не производилось.

Если раньше за все нарушения по охране труда предусматривались одинаковые штрафы на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 1 до 5 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей, то с января нынешнего года кодекс конкретизирует составы правонарушений в сфере охраны труда и наказание за них. Наказуемым стало необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к работе работника, не обученного правилам охраны труда или не имеющего медицинских справок.

На совещаниях по итогам проверок, на семинарах с работодателями и должностными лицами по охране труда мы указываем на  необходимость и важность применения результатов специальной оценки условий труда для установления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе с учетом изменений, внесенных одновременно в ряд нормативно-правовых актов, касающихся этих гарантий и компенсаций для работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным. 
При этом мы разъясняем позицию Роструда о недопустимых фактах снижения уровня гарантий и компенсаций отдельным категориям работников.
В ходе проведенных проверок и рассмотрения обращений как работников, так и профсоюзных объединений возникают различные проблемные вопросы, которые требуют дополнительного рассмотрения.
После проведения специальной оценки условий труда в муниципальном учреждении здравоохранения «Родильный дом» г. Волгодонска были изменены все гарантии и компенсации медицинским работникам в связи с установлением допустимого класса условий труда. При рассмотрении обращения было установлено, что нарушен порядок проведения специальной оценки условий труда: при проведении измерений применялся прибор, не прошедший поверку. Государственная инспекция труда как территориальный орган федерального органа исполнительной власти направила представление в Министерство труда Ростовской области о проведении экспертизы качества СОУТ, и экспертиза выявила ряд существенных нарушений со стороны организации, проводившей специальную оценку условий труда.
Одновременно часть работников предприятия обратились в суд с просьбой признать результаты спецоценки условий труда незаконными, и восстановить им утраченные гарантии и компенсации. 
Различные проблемные вопросы неоднократно обсуждались на круглых столах, совещаниях, вневедомственных комиссиях с участием представителей исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда. 
Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» введено еще одно новое понятие: декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Это право наступает у работодателя в том случае, если при проведении СОУТ экспертом на рабочих местах не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то есть измерения на этих рабочих местах не проводятся и признаются комиссией допустимыми. Декларация соответствия условий труда подается в Гострудинспекцию только на эти рабочие места сроком на пять лет.
Если в течение следующих пяти лет на этих рабочих местах не произойдет несчастный случай на производстве, и не будет выявлено профессиональное заболевание, то срок действия декларации продлевается еще на пять лет.
С 1 января 2015 года законодателем внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения административной ответственности за  нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кроме того, эти изменения устанавливают ответственность за отдельные конкретные нарушения трудового законодательства. 
Например, с нового года нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей. Аналогичное нарушение, совершенное повторно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, а на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За непроведение работодателем специальной оценки условий труда предусмотрен штраф на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 до 10 тысяч рублей, а на юридических лиц от 60 до 80 тысяч рублей.

Надзорно-контрольная практика Гострудинспекции показывает, что  основным нарушением, выявленным в ходе проверок соблюдения работодателями  требований этого закона, явилось непроведение специальной оценки условий труда, что не позволяет своевременно провести медицинские осмотры работникам, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда, производить повышенную оплату труда работникам, предоставлять дополнительные дни отпуска работникам, обеспечивать выдачу молока и лечебнопрофилактического питания за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Помимо этого в Административный кодекс включена новая статья 5.27.1. Она предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.  
Если раньше за все нарушения по охране труда предусматривались одинаковые штрафы на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 1 до 5 тысяч рублей, а на юридических лиц от 30 до 50 тысяч рублей, то с января нынешнего года кодекс конкретизирует составы правонарушений в сфере охраны труда и наказание за них. Наказуемым стало необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к работе работника, не обученного правилам охраны труда или не имеющего медицинских справок.
Согласно ч. 23 ст. 19.5. Административного кодекса за неисполнение предписания государственного инспектора труда должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет, а юридическому лицу это обойдется от 100 до 200 тысяч рублей.  Индивидуальный предприниматель также будет подвергнут штрафу в размере от 30 до 50 тысяч рублей.
Кроме того, до одного года увеличены сроки давности для привлечения работодателей к ответственности за нарушение трудового законодательства.
Хотелось бы обратить внимание работодателей и работников Ростовской области на необходимость серьезного изучения этих и других изменений в трудовом и административном законодательстве, на повышение ответственности должностных лиц предприятий и организаций за неукоснительное соблюдение новых требований закона.

Все статьи рубрики