Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Ростехнадзор: проверки проводиться будут

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее  закон № 98-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее  постановление № 438) в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 г. № 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 г.» определены особенности осуществления контрольно-надзорной деятельности на период до 31.12.2020 г.

Ростехнадзор разъясняет:

1. Закон № 98-ФЗ и постановление № 438 не устанавливают запретов или ограничений на проведение контрольных мероприятий, не регулируемых Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон № 294-ФЗ), в следующих случаях:
1) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве (согласно п. 5 ч. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
2) проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (согласно п. 61 ч. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
3) плановые и внеплановые проверки органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений), проводимые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
4) обследования гидротехнических сооружений, предшествующие разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых (преддекларационные обследования) в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. 
№ 1303;
5) мероприятия по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, предусмотренные Порядком организации работ, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 г. № 212 (включая осмотр энергоустановок);
6) мероприятия по проведению контрольного осмотра лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, в соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 27.11.2019 г. № 454 (зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2020 г., рег. № 57 081);
7) мероприятия по вводу в эксплуатацию (участие в комиссиях с целью принятия решения о возможности ввода в эксплуатацию), включая осуществление административных процедур в рамках указанной деятельности в отношении объектов, в том числе:
а) подъемных сооружений, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533;
б) канатных дорог и фуникулеров, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 06.02. 2014 г. № 42, и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 22.11.2013 г. № 563;
в) оборудования, работающего под избыточным давлением (паровых и водогрейных котлов, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением), в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116;
г) эскалаторов в метрополитенах в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 13.01.2014 г. № 9.
Закон № 98-ФЗ и постановление № 438 не устанавливают каких-либо запретов или ограничений для мероприятий, проводимых в соответствии с утвержденными графиками на объектах повышенной опасности, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Установленные Постановлением № 438 запреты и ограничения не применяются к проверкам, проводимым в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
В отношении иных видов федерального государственного контроля (надзора) постановлением № 438 установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также предусмотрен особый порядок их проведения.

Закон № 98-ФЗ и постановление № 438 не устанавливают каких-либо запретов или ограничений для мероприятий, проводимых в соответствии с утвержденными графиками на объектах повышенной опасности, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

2. Подпунктом «б» п. 2 постановления № 438 допускается проведение плановых проверок исключительно в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории высокого риска.
Сводный план проверок Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020 г. таких проверок не содержит.

3. Все проверки, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II, III классов опасности, гидротехнические сооружения I, II, III классов, подлежат исключению из плана проверок на 2020 г. в порядке, установленном п. 3 постановления № 438 и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. № 489 (далее правила).
Исключение проверок должно осуществляться на основании абзацев 11-13 подпункта «а» п. 7 правил.

4. Пункты 1, 2, 6, 7 и 71 постановления № 438 устанавливают перечень оснований и формы проведения внеплановых проверок в 2020 г.
При наличии фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры. При этом необходимо согласовывать с органами прокуратуры выездной характер таких проверок.
Аналогичные требования установлены для проверок, проводимых в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При этом, если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица территориального управления Ростехнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном ч. 6, 7, 12 ст. 10 закона № 294-ФЗ.
Внеплановые проверки также проводятся на основании поручения президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверки по данным основаниям могут быть выездными в случае, если такая возможность предусмотрена самими основаниями.

5. Подпунктами «г» и «д» п. 1 постановления № 438, п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 г.» (далее постановление № 440) определены особенности проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля.
В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внеплановые проверки проводятся в сроки, установленные соответствующими административными регламентами (с учетом режима нерабочих дней).
Руководствуясь п. 4 постановления № 440, такие проверки целесообразно проводить в выездной форме при осуществлении лицензирования:
1) эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности;
2) деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности).

6. Особенности проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора в 2020 г. установлены п. 3 приложения № 3 к постановлению № 440.
Должностные лица территориальных органов Ростехнадзора должны проводить выездные проверки в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в подпункте «а» п. 2 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Организация проведения внеплановых проверок осуществляется в общем порядке, установленном постановлением № 438.

7. Результаты контрольно-надзорных мероприятий подлежат оформлению в установленном законом № 294-ФЗ порядке и по форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Результаты проверочных мероприятий подлежат внесению в Федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» в порядке, установленном Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415.
При проведении контрольных мероприятий необходимо обеспечить исполнение условий, запретов, ограничений и других обязательных требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Несоблюдение установленных запретов на проведение проверок является нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20 закона № 294-ФЗ.

Экспертиза ПБ в дистанционном режиме


Из разъяснений по вопросам реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 г.», данных Ростехнадзором.

В период до 01.07.2020 г. эксплуатация ОПО может осуществляться без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений. Соответствующее решение должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) эксплуатирующей организации, либо руководителем ее обособленного структурного подразделения (филиала, представительства) в случаях если такие права предусмотрены положением о таком обособленном подразделении. Форма такого решения (письменная или в виде электронного документа) определяется организацией самостоятельно. Лицо, принявшее решение, берет на себя всю ответственность за безопасную эксплуатацию технических устройств, зданий и сооружений, в отношении которых экспертиза своевременно не проведена.
С 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. допускается проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников эксплуатирующих организаций. Формы дистанционного взаимодействия определяются экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы. При проведении экспертизы с использованием средств дистанционного взаимодействия должны соблюдаться все требования, установленные действующим законодательством.

Мораторий на проведение очередной аттестации

Вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 07.04.2020 г. № 148 «О продлении срока действий удостоверений экспертов в области промышленной безопасности».

Согласно ему при наступлении в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 г.» срока очередной аттестации эксперта в области промышленной безопасности, установленного п. 22 Положения об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 г. № 509, указанный срок переносится на три месяца.

Мораторий на переоформление отдельных видов лицензий

Из разъяснений по вопросам реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 г.», данных Ростехнадзором.

Постановлением на период до 31.12.2020 г. сокращены основания для переоформления лицензий: на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения; на деятельность по производству маркшейдерских работ; на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Эти лицензии не подлежат переоформлению в случаях, связанных:
- с переименованиями географических объектов, улиц, площадей или иных территорий, изменением нумерации зданий;
- с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Кроме того, до 31.12.2020 г.  не подлежат переоформлению в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии: лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; лицензии на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Документы лицензиатов, подпадающие под действие постановления и находящиеся на рассмотрении в Ростехнадзоре, будут возвращены заявителям.

При подготовке материала использовалась информация сайта gosnadzor.ru.

Все статьи рубрики