Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Реализация программы «Чистая вода» должна обеспечить доступ всего населения к качественным водным ресурсам

 
ФАЙЗУЛЛИН Ирек Энварович,  министр строительства,  архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства  Республики Татарстан

ФАЙЗУЛЛИН Ирек Энварович
министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Цель проекта «Чистая вода» – улучшение качества питье­вой воды, подаваемой населению, и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедея­тельности человека. Также проект направлен на повышение качества управления объектами водоснабжения; определение требований по обеспечению потребителей питьевой водой при нарушениях функционирования цент­рализованных и нецентрализованных систем питье­вого водоснабжения.
Проблема нехватки чистой воды с каждым днем становится все более острой. Сегодня каждый третий житель России вынужден использовать для питьевых целей воду, не удовлетворяющую санитарно-гигиеническим требованиям. Более половины сточных вод по составу не соответст­вует установленным нормам. Это связано с высокой изношенностью аварийных водопроводных сетей, отсутствием во многих населенных пунктах водоочистных сооружений. Капитальные затраты российских организаций водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее – ВСиВО) составляют в среднем 13 % от выручки, в то время как в мире этот показатель равен 43 %. Неудивительно, что с такими низкими капитальными инвес­тициями инфраструктура в России стремительно изнаши­вается.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (Концепции-2020) были обозначены следующие приоритеты водного хозяйства страны: 
- совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод;
- реконструкция, модернизация и строи­тельство новых водопровод­ных и канализационных сооружений; 
- использование наиболее эффективных и безопасных в экологическом отношении реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий; 
- модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных оборотов водоснабжения. 

По информации Рос­потребнадзора, свыше 55 % населенных пунк­тов обеспечены доброкачественной питье­вой водой; условно доброка­чественной питьевой водой обеспечено еще чуть больше 30 % населенных пунктов; число населенных пунктов, где питьевая вода недоб­рокачественная, составляет меньше 5,32 %.

Водная стратегия РФ 
На основе Концепции-2020 была принята Водная стратегия РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 г. № 1235-р. Как задачу общегосударственного масштаба Водная стратегия рассматривает обеспечение населению гарантированного доступа к качественной воде путем проведения запланированных в рамках Программы мероприятий. 
В ходе реализации Программы должны быть достигнуты следующие основные цели:
- созданы условия для привлечения долгосрочных частных инвестиций путем совершенствования законодательства в части долгосрочного тарифообразования, развития законодательства о конкуренции и государственно-частном парт­нерстве (далее – ГЧП), а также экологического законодательства; 
- модернизированы системы ВСиВО посредством поддержки региональных программ субъектов РФ.
Основные задачи программы:
- совершенствование нормативно-правовой базы, развитие системы государственного регулирования в секторе ВСиВО, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности этого сектора; 
- создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор ВСиВО путем совершенствования законодательства о тарифном регулировании в сфере ЖКХ в части долгосрочного тарифообразования, законодательства о ГЧП и экологического законодательства; 
- модернизация систем ВСиВО посредством поддержки региональных программ субъектов РФ, направленных на развитие ВСиВО. 
Программа предполагает переход к установлению долгосрочных тарифов на срок от трех до пяти лет с применением метода доходности инвес­тированного капитала (РАБ). Этот метод, с одной стороны, гарантирует возврат инвестиций для частного оператора, с другой – снижает растущий тариф для населения на первом этапе, так как возврат инвестиций осуществляется в течение длительного периода. Вместе с тем при переходе на РАБ компания будет нести ответственность за реализацию инвестиционной прог­раммы, выполнять обязательства по сокращению операционных расходов и потерь, росту надежности и ка­чества услуг. 
В ряде субъектов страны, например в Республике Башкортостан, Волгоградской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Ярославской областях, началась самостоятельная реализация вод­ных проек­тов. Масш­табные региональные программы «Чистая вода» были приняты в Ульяновской облас­ти и Ханты-Мансийском автономном округе. В Ульяновской области в рамках программы планируется построить более 1100 км водопроводов, а в Югре на региональную прог­рамму выделяется почти 7 млрд руб­лей. Реализация таких программ не потре­бует больших затрат от федерального бюджета. 
Контроль над ходом реализации Программы и организация комп­лексных проверок возложены на Минрегион России. В ходе реализации программы предполагается достичь: 
- увеличения доли населения, обес­печенного питьевой водой, отвечаю­щей обязательным требованиям безопасности; 
- сокращения потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах ВСиВО; 
- роста доли сточных вод, соответст­вующих нормативам. 

Проблема нехватки чистой воды с каждым днем становится все более острой. Сегодня каждый третий житель России вынужден использовать для питьевых целей воду, не удовлетворяющую санитарно-гигиеническим требованиям.

«Чистая вода» в Татарстане
Проблемы в сфере водоснабжения Республики Татарстан не новые и знакомы большинству регионов: высокая протяженность водоводов и, как следст­вие, «вторичное» загрязнение подаваемой питьевой воды, невостребованные крупные эксплуатационные запасы разведанных мес­торождений пресных подземных вод; отсутствие обустроенных зон санитарной охраны в некоторых населенных пунктах республики; дефицит питьевой воды, особенно в летнее время, в отдельных городах и населенных пунктах респуб­лики; низкий уровень  обеспечения услугами водоснабжения и водоотведения сельского населения.
Подача воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения в коммунальную сеть из поверхностных источников составляет более 80 % от всего подаваемого объема. Поверхностные источники используются для питьевого водоснабжения таких городов, как Казань, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Нурлат, Менделеевск, Мензелинск, Альметьевск и других населенных пунктов.
По информации Роспотребнадзора, свыше 55 % населенных пунк­тов обеспечены доброкачественной питье­вой водой; условно доброка­чественной питьевой водой обеспечено еще чуть больше 30 % населенных пунктов; число населенных пунктов, где питьевая вода недоб­рокачественная, составляет меньше 5,32 %.
Уровень благоустройства жилищного фонда республики водопроводом составляет почти 86 %.
Уровень износа основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства составляет 49 %. Доля сетей, нуждающихся в замене, в системе водоснабжения – 31,9 %. Средний износ сетей меньше, чем в среднем по ре­гионам России. Тем не менее, имеют место повышенные потери воды. В среднем по РТ утечки и неучтенные расходы воды составляют 16,8 %. Удельный вес элект­роэнергии на произ­водство и транспортировку 1 м3 питьевой воды составляет 1,22 кВт/час.
В 2009 г. в целях обеспечения населения качественной питьевой водой утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения Республики Татарстан». Инвестиционные потребности в сферу водоснабжения составляют 31 млрд руб­лей (в ценах 2008 г.): в том числе на замену водопроводных сетей – 18,5 млрд рублей; на реконструкцию, модернизацию систем водоснабжения – 6,5 млрд рублей; строительство объектов и сетей водоснабжения – 6 млрд рублей.
Программой «Чистая вода» определен порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных прог­рамм в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В рамках программы «Чистая вода» в РТ установлены лимиты выделения средств софинансирования: 1,39 млрд рублей – на разработку проектно-сметной документации и почти 6 млрд рублей – на строительно-монтажные работы.
В настоящее время формируются адресные инвестиционные проекты и программы для участия в ГЦП «Чистая вода». 
В республике успешно развиваются механизмы государственно-частного партнерства. Например, по проекту «Реконструкция станции очистки воды третьего водоподъема и системы водоснабжения г. Нижнекамска (1-я очередь)» привлечены средства инвесторов в размере свыше 470 млн рублей; по проекту «Хозяйственно-питьевое водоснабжение г. Альметьевска. Станция доочистки Камской воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Альметьевска Респуб­лики Татарстан» внебюджетное финансирование составило 404 млн рублей.
В рамках Программы осуществлено внедрение новых эффективных технологий и оборудования, в том числе:
- на водоподготовке: в Елабуге – система «Лазурь» (ультрафиолетовое обеззараживание и ультразвук); в Набережных Челнах (УФ-обеззараживание); в Нижнекамске завершено строительство станции очистки воды, обеспечи­вающей выполнение современных нормативов качества питьевой воды; введена станция доочистки воды и подготовки гипо­хлорита натрия в Альметьевске; в пгт Джалиль Сармановского района введена станция до­очистки воды; в Лениногорске внедрена геоинформационная система инженерных коммуникаций города; на Заинской ГРЭС внедрена мемб­ранная очистка воды и сточных вод;
- в сфере очистки сточных вод и улучшения экологической ситуации: используются фильтры глубокой очистки, осуществлена замена установок жидкого хлора на гипохлорит в городах Казань, Лениногорск, Азнакаево, Джалиль, внед­рен ультрафиолет на очистных сооружениях канализации в н.п. Базарные Матаки, Верхний Услон, Камское Устье; система «Лазурь» – ультрафиолет и ультразвук в п. Крутушка (г. Казань), произ­ведены установка ультрафиолета на ОСК н.п. Уруссу (УДВ-144), озонирование в р.ц. Алексеевск, вакуумная очистка в п. Васильево Зеленодольского района. В Набережных Челнах ЗАО «Челныводоканал» осуществлен ввод цеха обезвоживания осадка сточных вод методом центрифугирования, использую­щий выделяемый в метантенках биогаз для собст­венных нужд (обогрева производст­венных помещений). 

Все статьи рубрики