Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Размещение строительных отходов на объектах нефтедобывающих компаний

 
Хайрутдинов Фарит Юсупович, руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Хайрутдинов Фарит Юсупович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Строительный мусор в избытке образуется при выполнении практически любых строительных работ. Как правило, заказчики закрепляют в контракте обязанность подрядчика по завершении строительства привести территорию в состояние, пригодное для дальнейшего использования, очистив объект от строительного мусора. 

Демонтаж зданий

Существует множество причин, которые обуславливают необходимость проведения демонтажа различных зданий и сооружений: аварийное состояние старых строительных объектов, строительство новых объектов, требующих расчистки территорий, перемещение существующего объекта капитального строительства на другое место и т.д.
Поскольку подрядчик, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами, он обязан следить за выполнением природоохранных требований при осуществлении деятельности в области обращения с отходами, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду. 
Необходимо вести учет отходов и отражать их в следующих документах:
1. В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР) в разделе «Фактическое использование, обезвреживание, размещение отходов, а также их передача другим хозяйствующим субъектам за период с ____ по ____».
2. В  техническом отчете по обращению с отходами.
3. В «Данных учета в области обращения с отходами» согласно  порядку учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 (в ред. от 25.06.2014 г.).
4. В отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.  На основании  Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. № 30 (в ред. от 09.12.2010 г.) юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства,  обязаны указать отходы, которые были образованы в отчетном периоде.

Строительный мусор и его масса

Строительный мусор образуется  в процессе выполнения строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ:
 - от разборки зданий и сооружений, их отдельных конструктивных элементов или инженерно-технологического оборудования, а также от пробивки проемов и отверстий;
 - от той части материалов, которые не могут быть использованы в процессе производства работ (затвердевшая в транспортных средствах бетонная смесь или раствор, осколки кирпича, мелких блоков и других стеновых материалов и т.п.), а также трудноустранимые потери и отходы (концевые отходы, обрезки материалов при изготовлении длинномерных деталей (изделий) или при раскрое материалов в связи с некратностью размеров конструкций с размерами применяемых материалов (плиты, листы) и т.п.). Указанные отходы материалов, как правило, учтены государственными элементными сметными нормами; 
- от упаковок, реквизита и невозвратной тары, использованной при транспортировке материалов и оборудования (отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов); 
- в результате обслуживания работников строительства — бытовые отходы. 
Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной в плотном теле конструкций по следующим нормам:
 - при разборке бетонных конструкций — 2400 кг/м3; 
- при разборке железобетонных конструкций — 2500 кг/м3; 
- при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки — 1800 кг/м3; 
- при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных — 600 кг/м3; 
- при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) — 1200 кг/м3. 

Повторное использование отходов

При разработке проектной, в том числе сметной документации на основании технического обследования конструкций определяются объем, классификация и направления использования материалов, которые будут получены от их разборки.
Материалы от разборки могут использоваться в следующих направлениях:
- применение на строительных объектах (повторное использование);
- реализация в качестве вторичного сырья;
- передача другим организациям для переработки или размещения на полигонах.
Повторное использование отходов следует  подтвердить. Необходимо рассмотреть взаимоотношения заказчика и подрядчика по вопросам использования возвратных материалов, полученных от разборки. Они   регулируются договором строительного подряда с учетом особенностей объекта строительства.
Следует отметить, что в целях налогообложения под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов,  и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или неиспользуемые по прямому назначению.

Строительные отходы и лицензирование

Порядок  удаления строительного мусора должен быть согласован со всеми технологическими операциями проведения строительных работ. В соответствии с санитарными нормами строительные отходы утилизируются отдельно от бытовых и вывозятся только специально оборудованным транспортом, не допускающим потери при перевозке и попадания в воздух, сточные воды и грунт.
Возникает вопрос: правомерным ли будет требовать от подрядчика наличия лицензии на сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению  отходов, образующихся при строительстве и ремонте?
Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее закон № 89-ФЗ) деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов отнесена к понятию «обращение с отходами». 
Как следует из п. 30 ч. 1 ст. 12  Федерального закона от 04.05.2011 г. №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее закон № 99-ФЗ), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности относится к числу лицензируемых видов деятельности. 
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, раскрывается в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»). В частности, данным нормативным актом определен порядок получения лицензии, перечень видов работ, на которые требуется лицензия, и требования к соискателям лицензии.
В силу ст. 9 закона № 89-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию. Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности.
Под накоплением отходов сог-ласно ст. 1 закона № 89-ФЗ понимается временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения и транспортирования.
Следовательно, организациям, в ходе деятельности которых образуются отходы, в том числе I-IV класса опасности, достаточно накапливать их и заключать договоры с организациями, обладающими соответствующими лицензиями, непосредственно занимающимися деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению опасных отходов. В таком случае самим строительным организациям, образующим отходы в ходе осуществления строительных работ, лицензия не нужна.

Рекомендации предприятиям по обращению с отходами бурения скважин 

Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан изучило вопрос обращения с отходами бурения скважин, по результатам рассмотрения предприятиям даны следующие рекомендации:
1. В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона  23.11.1995 г. № 174-ФЗ «О государственной экологической экспертизе» разработать и направить на государственную экологическую экспертизу проект технической документации на новую технологию по производству побочного продукта — грунта для планировок,  использование которой может оказать воздействие на окружающую среду.
2. Обеспечить соблюдение подрядными буровыми организациями требований нормативных документов при производстве работ. 
3. После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации на новую технологию по производству побочного продукта — грунта для планировок — ввести систему учета и использования побочной продукции, вести контроль качества каждой партии.
4. Включить в проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следующие отходы, образующиеся в процессе проведения буровых работ. 
5. Обеспечить ведение Журнала учета движения отходов в части образования и передачи организациям, осуществляющим буровые работы на скважинах, либо утилизацию или обезвреживание  по следующим видам отходов.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики