Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Равнодушных к экологическим проблемам региона быть не должно

 
Мокшанов Иван Владимирович, руководитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике

Мокшанов Иван Владимирович
руководитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Есть в Удмуртской Республике и другие экологические проблемы. Но вначале — об итогах работы за ушедший год.

Проверочные мероприятия 2018 г. 

Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике (далее  Управление) в 2018 г.  проведена масштабная работа. Так, в течение 2018 г. было проверено 166  хозяйствующих субъектов. 
Управлением проведено:  
- 27 плановых проверок;
- 65 внеплановых проверок;
- 34  предлицензионные проверки;
- 40 проверок лицензиатов.
При этом имеется тенденция снижения количества контрольно-надзорных мероприятий.
По виду федерального государственного экологического надзора проверки 2018 г. разделились таким образом:  
– 43 проверки — в области охраны атмосферного воздуха ;
– 37 проверок — в области обращения с отходами; 
– 41 проверка — в области соблюдения водного законодательства;
– 51 проверка — в области соблюдения законодательства о недрах;
– 27 проверок — в области охраны земель;
- одна проверка — пожарного надзора на ООПТ .
В целях выявления нарушений законодательства об охране окружающей среды, в том числе несанкционированных мест размещения отходов, Управление провело 73 рейдовые проверки, а также 99 административных расследований. 
В 2018 г. прошли 16 плановых проверок с применением проверочных листов («чек-листов»). Надо отметить, что предприятие может использовать «чек-листы» для самоконтроля, так как в них содержится исчерпывающий перечень вопросов, которые поднимаются при проверке. 

Нарушения и санкции

Всего в ходе контрольно-надзорных мероприятий в 2018 г. инспекторами выявлено 121 нарушение:
- в области охраны атмосферного воздуха — 32;
- в области обращения с отходами — 36;
- в области охраны водных ресурсов — 20;
- в области недропользования — 32.
За 2018 г. было привлечено к административной ответственности 216 нарушителей, из них 139 юридических лиц, 63  должностных лица,  12 граждан, два индивидуальных предпринимателя. 
На нарушителей было наложено 6159,5 тыс. руб. административных штрафов, взыскано (с учетом переходящих штрафов) 7840,5 тыс. руб.

Обращения граждан

В связи с переходом на риск-ориентированный подход в деятельности и существующей тенденции снижения количества проверок особое значение приобретает работа с обращениями граждан. Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в соответствии с  ФЗ-59    «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» принято и рассмотрено за 12 месяцев 2018 г.  271 обращение. 
Чаще всего граждане сигнализируют о нарушениях в области обращения с отходами: о несанкционированных свалках, нарушениях сельхозпроизводителей с отходами животноводства, нарушениях с обращением жидких бытовых отхода

Администрирование платы за НВОС

В 2018 г. по сравнению с 2017 г. отмечено снижение по поступлению платы за НВОС.  Это  связано со следующими причинами:
- отмена платы за размещение твердых коммунальных отходов за 2016-2017 гг. в соответствии с внесением изменений 503-ФЗ от 31.12.2017 г. в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- освобождение от внесения платы за НВОС с 01.01.2016 г. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Экологический сбор

В республике по  данным Федеральной налоговой службы по УР свыше 1000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются производителями товаров. Управление ведет планомерную работу по выявлению потенциальных плательщиков экологического сбора. Так, в 2018 г. было выявлено свыше 150 раннее не представивших отчетность производителей.

Добровольное возмещение вреда

Одним из положительных примеров деятельности Управления можно выделить практику предъявления требований на добровольное возмещение вреда окружающей среде. Так, по результатам контрольно-надзорных мероприятий Управление за 12 месяцев 2018 г. направило пять претензий на добровольное возмещение вреда на сумму 12 534,8 тыс. руб., из них:
- одна претензия — на добровольное возмещение вреда, нанесенного водным объектам, на сумму 2743, 8 тыс. руб.;
- четыре претензии — на добровольное возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на сумму 9790,803 тыс. руб.

Так, в  ходе административного расследования, проведенного Управлением в начале 2018 г., установлено, что на земельном участке, принадлежащем на праве субаренды  ООО «Водоканал», допустил несанкционированное размещение отходов производства и потребления на землях промышленности и за пределами отведенного участка — на землях лесного фонда. За указанное правонарушение в отношении ООО «Водоканал» было возбуждено административное производство по ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ  и ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлениями Первомайского районного суда г. Ижевска ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 ч. 2 КоАП РФ и ст. 8.2 КоАП РФ по факту порчи земель и несанкционированного размещения отходов, наложены штрафы  на общую сумму в размере 90 тыс.руб.  Кроме того, в июле 2018 г. Управление предъявило требование о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, на сумму 7 млн 992 тыс. 475 руб. Требование было не удовлетворено и Управление обратилось  с иском в Арбитражный суд Удмуртской Республики. В настоящее время дело находится в производстве Арбитражного суда.

Охрана недр и воды

На территории Удмуртии  действует 278 лицензий, поднадзорных Управлению, из них 170 лицензий — на геологическое изучение, разведку и  добычу углеводородного сырья, 68 лицензий  — на добычу подземных вод с разрешенным объемом добычи свыше 500 м3/ сутки, 11 лицензий — на добычу минеральных вод и 29 лицензий — на использование недр, не связанное с добычей полезных ископаемых (в основном закачка промышленных стоков и подземные хранилища газа). Пользование недрами в республике осуществляют 94 предприятия.
Остается проблемой безлицензионная добыча предприятиями подземных вод. Вода — важный стратегический ресурс. В некоторых регионах страны испытывается ощутимый дефицит этого сырья. Удмуртия недостатка в воде не имеет, тем не менее относиться к ней нужно бережно. Отсутствие лицензии ведет к отсутствию прописанных в соглашении условий добычи, мониторинга за скважиной, охраны источника водоснабжения. Бывают случаи, когда вблизи источников начинают  строительство либо организуют скважины  вблизи объектов животноводства. 
   В 2018 г. Управлением было внесено 96 предостережений, по результатам рассмотрения которых 41 юридическое лицо приняло меры по получению лицензий на добычу подземных вод, семь юридических лиц направили возражения, на которые были даны ответы в установленный срок, три предостережения вернулись обратно в связи с отсутствием юридического лица по месту его нахождения. 
45 юридических лиц получили предостережения, но не ответили на них. В отношении этих лиц планируется возбуждение административных производств по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

Обращение с отходами животноводства  

Управление ведет  последовательную работу по исполнению поручений президента РФ Пр-179 от 01.02.2017 г. об обращении с отходами животноводства. Сведения о нарушении требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами животноводства ставятся в Управлении на особый контроль. Отметим, что руководство республики поставило задачу повышения поголовья КРС, поэтому проблема обращения с отходами отрасли в ближайшее время будет стоять еще острее. 
Противоправные действия в области  обращения с животноводческими отходами можно выявить и пресечь лишь во  взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. 
Так, Управлением была проанализирована информация, поступившая из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по поголовью КРС.  Среди списка предприятий животноводства была проведена выборка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В 2018 г. к ответственности привлечено 32 юридических лица из-за отсутствия паспорта на отход IV класса опасности «навоз крупного рогатого скота свежий» по ст. 8.2 КоАП РФ. 
На особый контроль взята  постановка объектов животноводства как объектов НВОС в соответствии со ст. 69.2 № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». 
Юридическим лицам направлено 162 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, ответственность за которые предусмотрена  ст. 8.46 КоАП РФ. За 12 месяцев 2018 г. было привлечено к административной ответственности 39 юридических лиц.

Переход на новую систему обращения с ТКО  

На территории Удмуртской Республики с 01.01.2019 г. к работе приступил региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — ООО «Спецавтохозяйство».
Все необходимые документы для перехода на новую систему обращения с отходами приняты:
1. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике утверждена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.05.2017 г. № 213 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике». 
2. Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Удмуртской Республики утвержден Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 г. № 435. 
3. Постановление Правительства УР от 08.11.2017 г. № 431 «Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики».
4. Постановление Правительства УР от 06.04.2018 г. № 107 (ред. от 19.12.2018 г.) «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики». Норматив накопления ТКО от многоквартирных домовладений составляет 206,64 кг/ чел/год, индивидуальных жилых домов — 199,75  кг/чел/год.
5. Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2018 г. № 23/1 «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2019 г.».
С учетом нормативов накопления ТКО ежемесячная плата населения за коммунальную услугу по обращению с ТКО составляет для жителей многоквартирных домов 98,48 руб./чел., для индивидуальных жилых домов — 95,20 руб./чел.

Основные проблемы обращения с ТКО

В связи с переходом на новую систему ТКО на территории Удмуртской Республики еще резче проявились следующие проблемы:
- недостаточное количество контейнеров и контейнерных площадок в сельских населенных пунктах.  Для обеспечения регулярного и качественного вывоза ТКО необходима организация контейнерных площадок, что позволит оптимизировать процесс сбора и вывоза ТКО, исключив «сигнальный» метод вывоза. В настоящее время в Удмуртии «сигнальным» методом  вывозится 60 % ТКО;
- неразвитая инфраструктура по сбору и транспортированию ТКО, отдаленность полигонов размещения от отдельных районов республики.
Очень тревожит то, что в Удмуртской Республике  мало  объектов размещения отходов:  на 25 муниципальных районов всего пять объектов, соответствующих требованиям законодательства, и включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Необходимо решать эту проблему в ближайшее время.
Еще одна задача, стоящая перед республикой, — внедрение раздельного сбора отходов на местах. Это единственный целесообразный и эффективный метод. Ясно, что для этого потребуется немало времени и усилий, но к раздельному сбору отходов  регион придет неизбежно. 

Мониторинг и обратная связь

В рамках осуществления надзора за переходом на новую систему обращения с ТКО Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике осуществляет  мониторинг за деятельностью регионального оператора. 
Так, в Управление поступило два обращения по факту  несвоевременного вывоза отходов и содержанию мест перегрузки отходов. Обращения были направлены по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.
Управление предложило  муниципальным образованиям (пять городов и 25 муниципальных районов)  информировать ведомство о новых несанкционированных свалках и проблемах, которые возникают при взаимодействии с региональным оператором.
Анализ поступивших ответов показывает, что новые свалки на сегодняшний день не появились, проблемные вопросы с региональным оператором практически отсутствуют.


Изменения законодательства

Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 483-ФЗ «О внесении изменений в ст. 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»  ст. 29.1 в числе других пунктов дополнена п.п. 8 и 9.
 Согласно изменениям до 01.01.2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. 
Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти о возможности использования указанных объектов для размещения ТКО по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. 
Не позднее 01.01.2023 г. указанные объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами, обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также закреплено, что объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. 
На сегодняшний день порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения не принят.

Все статьи рубрики