Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Профессиональное обучение и аттестация - первостепенные задачи по снижению аварийности и травматизма

 

Номер журнала: 

В числе названных приоритетов развития страны важную роль играет образование. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: «…мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на принципы работы, адекватные времени. От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как будем жить завтра. …Сегодня нужно проанализировать содержание и саму направленность программ среднего профобразования, сориентировать их на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда…». В одном из ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию прямо говорится: «Правительство должно навести порядок и с содержанием программ проф-образования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний».

Деятельность Ростехнадзора направлена на реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, а также на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на поднадзорных объектах. Анализ состояния аварийности и травматизма  показывает, что причинами более 70 % аварий является именно человеческий фактор.

Пуликовский К.Б.В одном из интервью руководитель Ростехнадзора Константин Борисович Пуликовский сказал: «Ростехнадзор практически лишен возможности контролировать квалификацию и уровень знаний работников поднадзорных организаций. Это связано с тем, что в перечне полномочий Ростехнадзора отсутствуют какие-либо нормы, связанные с установлением порядка обучения, подготовки и аттестации работников поднадзорных организаций и контролем за этими видами деятельности». До реформы 2004 года федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями контроля и надзора в «технической» сфере, большое внимание уделяли подготовке кадров, аттестации на знание требований законодательства и нормативно-технических документов в соответствующей области. Устанавливать требования к организации подготовки и аттестации (обучение и проверка знаний) в разной степени имели право почти все органы власти, осуществлявшие контроль и надзор в сферах, переданных Ростехнадзору.

В 2006 году разработаны нормативные документы, устанавливающие требования к организации подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. При разработке документов была поставлена задача унифицировать требования к подготовке и аттестации по направлениям надзора (обучению и проверке знаний), установленные ранее в нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших экологический, технологический и атомный надзор до 2004 года.

Установление единого подхода к процедуре подготовки и аттестации позволит, с одной стороны, оптимизировать процедуры проведения аттестации в аттестационных комиссиях Ростехнадзора, а с другой — даст возможность руководителям и специалис-там организаций пройти комплексную подготовку и аттестацию с минимальными затратами времени и материальных ресурсов.

Аттестация: от рабочего до руководителя
В Положении об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007), вступившем в силу 27 апреля 2007 г., этот подход реализован, а также установлены требования к организациям, проводящим подготовку специалистов, к программному обеспечению подготовки, формированию аттестационных комиссий и процедурам аттестации специалистов.

Приказом Ростехнадзора от 29.12.06 № 1153 утверждено Положение о деятельности Центральной аттестационной комиссии (ЦАК) Ростехнадзора, которое определяет состав этой комиссии и устанавливает ее функции.

В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору формируются аттестационные комиссии трех уровней: Центральная, межрегиональные территориальные и территориальные. Создаются они приказами руководителей соответствующего уровня.

ЦАК возглавляет руководитель Ростехнадзора. Председатель ЦАК или по его поручению заместители председателя определяют своим распоряжением персональный состав аттестационной комиссии. Персональный состав комиссии по направлениям надзора может быть определен распоряжением руководителей на длительный период (квартал, полугодие, год). Деятельность аттестационной комиссии считается правомочной, если в принятии решения об аттестации участвовало не менее пяти членов ЦАК.

В соответствии с пунктом 23 РД-03-19—2007 проверка знаний в аттестационных комиссиях по различным направлениям надзора может проводиться как комплексными, так и отдельными экзаменами. Наиболее технологично экзамен проводить в форме тестирования, которое по согласованию с Ростехнадзором может быть организовано на базе организаций, в которых проводилась предаттестационная подготовка (учебные центры). Для подтверждения компетенции в области подготовки и аттестации такие учебные центры проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

При проведении тестирования по поручению ЦАК используются тесты, утвержденные Ростехнадзором. Помещения учебных центров, в которых организуется тестирование, должны быть оснащены компьютерами, на которых устанавливается унифицированное программное обеспечение с утвержденными тестовыми заданиями.

Учебные центры должны ежеквартально (не позднее 20 числа последнего месяца предыдущего квартала) представлять в секретариат ЦАК график тестирования. Представитель ЦАК имеет право присутствовать при проведении тестирования.
По окончании тестирования учебный центр представляет в секретариат ЦАК результаты тестирования (на бумажном носителе), проекты протоколов аттестации и удостоверений (на бумажном и электронном носителях). Секретариат ЦАК направляет эти документы, а также документ, подтверждающий прохождение предаттестационной подготовки; заверенные печатью организации копии трудовой книжки, документов об образовании и паспорта в отраслевые управления центрального аппарата. Специалисты отраслевых управлений рассматривают представленные документы и готовят заключение (рекомендацию) для ЦАК по принятию положительного или отрицательного решения об аттестации.

ЦАК вправе проводить выборочное тестирование в очной форме. В очной форме проводится также тестирование в случаях, когда аттестационная комиссия затрудняется в принятии положительного заочного решения об аттестации конкретного специалиста: несоответствующее образование, недостаточный опыт работы на опасном объекте, неудачный результат тестирования (неправильные ответы составляют более 20%).

Лица, подлежащие внеочередной аттестации в ЦАК в соответствии с п. 15 РД-03-19—2007: руководитель организации или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом; руководитель организации, проводившей профессиональную подготовку (предаттестационную подготовку) пострадавшего в результате несчастного случая работника (работников) или виновного в возникновении аварии. Указанные лица всегда проходят аттестацию в очной форме.

В случае, если учебный центр не может или не уполномочен организовать тес-тирование на своей базе, он должен представить в секретариат ЦАК заявку на проведение аттестации обученных специалистов не позднее чем за 15 рабочих дней до даты проведения аттестации с пакетом необходимых документов. При прохождении аттестации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, заявка на аттестацию со всеми необходимыми документами направляется непосредственно в секретариат ЦАК. Секретариат ЦАК направляет все документы на заключение в соответствующие отраслевые управления центрального аппарата для подготовки заключения, после чего назначается дата проведения аттестации в очной форме. Окончательное оформление документов об аттестации возлагается на секретариат ЦАК.
Одни из функций ЦАК — рассмотрение и согласование положений для межрегиональных территориальных и территориальных аттестационных комиссий Ростехнадзора, которые должны предусматривать аналогичный формат процедур аттестации, реализуемых ЦАК с 1 июля 2007 г.

В настоящее время проведение аттестации в аттестационных комиссиях Ростехнадзора сдерживается отсутствием учебных центров, аккредитованных в области энергетической и экологической безопасности. Создание в максимально короткие сроки сети таких организаций позволит осуществлять аттестацию руководителей и специалистов поднадзорных организаций в аттестационных комиссиях Ростехнадзора в полном объеме.

Константин Борисович Пуликовский прокомментировал свой приказ следующим образом: «Мы оцениваем их способность исполнять свои обязанности по соблюдению необходимых мер промышленной, энергетической, экологической, технологической безопасности. Мы эту работу уже проводим практически... вот в том учете, который имеется у нас в этом году, мы все эти предприятия берем на учет, и системно они, эти руководители,  будут проходить аттестацию. И мы, конечно, собственникам предприятий будем представлять свое мнение о  том или другом руководителе. Я очень надеюсь, что собственники опасных производственных объектов будут соглашаться с нашим мнением о соответствии или несоответствии того или другого главного специалиста занимаемой должности. Ну, конечно, я не думаю, что аттестационная комиссия, в случае гибели людей на предприятии, нарушении промышленной безопасности, будет принимать решение, что руководитель соответствует занимаемой должности.  Сам вызов на такую аттестационную комиссию подразумевает серьезный спрос с этих руководителей».

Обучение и аттестация в Удмуртии
Шапкин Б.И.По словам заместителя руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Бориса Ивановича Шапкина, в Управлении  приказом от 15.06.07 №01/405 созданы территориальные аттестационные комиссии по аттестации в области промышленной, энергетической  и экологической безопасности, а также по безопасности гидротехнических сооружений и по аттестации персонала оперативно-диспетчерского управления в электроэнерегетике. Положение о территориальной аттестационной комиссии утверждено приказом от 15.08.07г. №01/538 и согласовано Председателем ЦАК – руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.Б. Пуликовским. Учет аттестованных в ТАК работников поднадзорных предприятий ведется с использованием модуля АИС ПБ «Подготовка и аттестация специалистов и персонала».

В настоящее время на территории республики предаттестационную подготовку специалистов и персонала осуществляют 17 организаций, 5 из которых прошли   аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в качестве независимых аттестационно-методических центров, чем потвердили качество подготовки специалистов. Сейчас учебными центрами осуществляется пересмотр учебных программ и их согласование с Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике. Учет специалистов и персонала, прошедшего предаттестационную подготовку,  ведется с использованием программы «Учебный центр». Файлы экспорта предоставляются в Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике для внесения в базу данных АИС ПБ.  За текущий период  2007 года учебными центрами подготовлено и аттестовано в территориальной аттестационной комиссии свыше 13 000 человек.

В рамках работы по совершенствованию учебной деятельности в 2007 году был проверен порядок организации обучения и аттестации в АНО «Учебный центр Дома науки и техники», ГОУ «Республиканский центр дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», ООО ИКЦ ЭТБ «Альтон» Учебный Центр.

По словам заместителя руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Бориса Ивановича Шапкина, в целом учебные центры соблюдают требования, установленные РД 03-19-2007, располагают необходимым количеством специалистов (преподавателей), работающих на постоянной основе, имеют программы обучения, согласованные с УТЭН по УР, материальное обеспечение для качественного проведения подготовки и обучения. 

Но в ходе проверки по вопросам подготовки  и аттестации специалистов подконтрольных организаций выявлены отдельные недостатки, в некоторых учебных центрах  не разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих функционирование системы качества, в нарушение п.9 РД-03-19-2007.

Формирование новой нормативной базы в области обучения и аттестации персонала, принятие Положения, устанавливающего обязательность наличия согласованных с Ростехнадзором программ обучения, наличие квалифицированного штатного персонала, аккредитация организаций и ряд других требований позволят  повысить качество обучения.

Результатом проделанной работы является то, что в 2007 году на опасных производственных объектах, поднадзорных Управлению Ростехнадзора по УР, не допущено случаев аварий и травматизма.

Рис.1 Распределение причин аварий на ОПО
Диаграмма распределения причин аварий на ОПО

 

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"