Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2021

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Приволжское управление Ростехнадзора подвело итоги 2020 года

 
Карпов Родион Михайлович, и.о. руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Карпов Родион Михайлович
и.о. руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Системная работа

Под надзором Приволжского управления Ростехнадзора находится 3760 предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию более 9 тыс. опасных производственных объектов и 8 тыс. предприятий, эксплуатирующих почти 120 тыс. объектов энергетики.
Несмотря на все особенности прошедшего года, Управлением было проведено почти 6,5 тыс. проверок состояния промышленной и энергетической безопасности. Часть проверок проводилась в режиме дистанционного взаимодействия. В ходе проверок выявлено порядка 37 тыс. нарушений.
Помимо этого, было выдано более 2 тыс. допусков в эксплуатацию новых реконструированных энергоустановок. Принято участие в составе порядка 1800 комиссий по приемке сетей газопотребления и газораспределения.
Значительно увеличилось количество проверок в рамках постоянного государственного надзора в отношении объектов чрезвычайно высокой опасности. За отчетный период было проведено 485 таких проверок, в ходе которых выявлено более 3 тыс. нарушений. То есть вскрыто 3 тыс. предпосылок к инцидентам и авариям, которые не были выявлены самими организациями!

Зона особого риска

При проверочных мероприятиях инспекторами Управления особое внимание уделяется: 
- обходу и осмотру опасных производственных объектов; 
- проверке работоспособности приборов и систем контроля безопасности, систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии; 
- рассмотрению и оценке документации на соответствие требованиям законодательства; 
- проверке организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью и т.д.

Назрела необходимость более широкой интеграции опасных производственных объектов в так называемый дистанционный надзор, проведения внутренних аудитов предприятий, усиления контроля за сервисными компаниями, контроля за проведением экспертиз промышленной безопасности.

Во многом усиление профилактических мер в этом направлении позволило снизить травматизм на объектах первого класса опасности.
Отметим, что 62 % аварий пришлось на объекты самого низкого класса опасности, хотя, исходя из их наименования, аварий вовсе не должно быть. По количеству несчастных случаев, пострадавших и погибших, объекты IV класса опасности также лидируют, более 70 % от общего количества. Прежде всего это касается грузоподъемных механизмов.
Большинство аварий и несчастных случаев, и это общая тенденция для всех, связаны с:
- несоблюдением требований норм и правил промышленной безопасности;
- проведением ремонтных работ с нарушением законодательства;
- допуском к работам неподготовленного персонала, так называемым человеческим фактором. 
Самые большие и общие риски таит в себе изношенность оборудования, несоблюдение правил эксплуатации, правил проведения опасных и газоопасных работ и многое другое.
Количество выявленных инспекторским составом Управления нарушений, а также сам факт допущения предприятиями происшествий свидетельствует о том, что службы производственного контроля недостаточно эффективно работают. Организациям необходимо пересмотреть свой подход к вопросам промышленной безопасности и усилить работу по предотвращению аварий.

Острая проблема объектов низкого риска опасности

С 2013 г. плановые проверки на объектах IV класса опасности не проводятся, а значит и предприятия, эксплуатирующие эти объекты, не сильно заботятся о выполнении требований безопасности: «Авось пронесет!». Все это не может не сказаться на аварийности и травматизме.
С одной стороны, бизнес требует для себя уменьшения, а зачастую и отмены контрольно-надзорных мероприятий, но с другой стороны организации сами не готовы обеспечивать требуемую безопасность на своих объектах. Почему застройщик и эксплуатирующая организация ждут инспектора, когда тот каким-то образом узнает, что у него на объекте эксплуатируется не пущенный в установленном порядке кран? Или муниципалитет не обращает внимания на безопасность технологического оборудования в учреждениях и т. д. 
Считаем, что такие объекты необходимо законодательно выделить в группу с особым режимом контроля. Также возможно создание постоянно действующих штабов, групп по проверке объектов низкого риска опасности совместно с другими органами власти.
Приведенная выше статистика аварий на объектах IV класса опасности еще раз доказывает, что без планового надзора предприятия зачастую не справляются самостоятельно, а вопросы безопасности для них отходят на второй план.

Проблемные подъемные сооружения

Семь аварий произошли на объектах, эксплуатирующих грузоподъемные механизмы, и несмотря на ограничительные меры, связанные с пандемией, в прошлом году Управлением была проведена большая профилактическая работа по выявлению нарушений и предотвращению аварий на этих объектах.
Проведено более 700 проверок подъемных сооружений, из которых 195 мероприятий по контролю, связанных с пуском в эксплуатацию подъемных сооружений, выявлено 1880 нарушений.
Приостановлено 11 грузоподъемных механизмов, башенных кранов, где выявлены грубые нарушения требований законодательства, которые могли привести к авариям, а значит предотвращено 11 потенциальных аварий.
За 2020 г. специалистами Приволжского управления Ростехнадзора было проведено 14 проверок подъемных сооружений по согласованию с прокуратурой, а также 36 проверок совместно с органами прокуратуры. 
Выявлено 13 подъемных сооружений, не поставленных на учет в территориальных органах Ростехнадзора, и 20 фактов пуска башенных кранов без участия представителей Управления.
Работа инспектора не может подменить собой работников производственного контроля. За безопасность объекта несет ответственность организация, его эксплуатирующая. 

Практика предостережений и приостановок

Сдержать рост аварийности в условиях ограничений, связанных с противодействием пандемии коронавируса, удалось благодаря активизации профилактики с применением предостережений в сочетании с мерами по приостановке эксплуатации производственных объектов и технических устройств. Такой подход был применен по поручению руководителя Ростехнадзора Алексея Алешина. 
Так, при наличии у инспекторского состава сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или об их признаках предприятиям выдавались  предостережения о недопустимости таких нарушений. За 2020 г. было выдано 204 предостережения.
Если же нарушения представляли непосредственную угрозу жизни людей, принимались меры по приостановке эксплуатации объектов. Таким образом, Управлением было предотвращено 37 потенциальных аварий.

Работа с гражданами

За год в Управление поступило 659 обращений граждан, связанных с нарушениями требований законодательства на объектах.  В большинстве своем вопросы касаются безопасной эксплуатации лифтов, нарушений в сфере газоснабжения и энергобезопасности. Часто информация, указанная в обращениях, находит свое подтверждение.
Управлением активно осуществляется взаимодействие с органами прокуратуры и МВД. Правоохранительными органами по подведомственности в Управление было направлено 108 обращений. 
По обращениям граждан Управлением проведено 174 проверочных мероприятия, выявлено 1229 нарушений, рассмотрено 138 административных дел.

Профилактическая деятельность

Большая совместная профилактическая работа проводится совместно с субъектами Российской Федерации: постоянные выездные совещания на эксплуатирующихся и строящихся объектах, различные конференции, проведение семинаров и.т.д. 
На заседании научно-технического совета Ростехнадзора, который проходил в г. Казани и г. Нижнекамске в 2019 г., были рассмотрены вопросы соблюдения законодательства. В заседании приняли участие все основные предприятия региона. Было заслушано 17 докладов, принято 44 решения. Все они были направлены на профилактику нарушений законодательства и безопасность на производстве. Данные решения предприятиям необходимо использовать в повседневной работе.
Также специалисты Управления постоянно принимают участие в обучающих семинарах, проводят совещания с поднадзорными предприятиями по всем интересующим и проблемным вопросам.

Государственные услуги

Прошлый год внес свои коррективы в деятельность Управления. Был организован оперативный штаб по противодействию коронавирусной инфекции, обеспечен безопасный режим работы. Несмотря на сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку, специалисты Приволжского управления Ростехнадзора ни на день не приостановили предоставление государственных услуг.
К сожалению, надо констатировать, что предприятия допускают множество нарушений при подаче документов. Так, из 349 поступивших заявлений на получение и переоформление лицензий на эксплуатацию взрывоопасно-пожароопасных объектов и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также на производство маркшейдерских работ было рассмотрено положительно только 121 заявление или 35 % от общего количества обратившихся.

С 1 июля вступает в силу ряд новых законов, в том числе Федеральный закон от 26.08.2020 г. № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Данная тенденция прослеживается и в других видах предоставленных государственных услуг. 
Например, регистрация экспертиз промышленной безопасности проводится сотрудниками Ростехнадзора без проверки этих экспертиз. Всего за год было рассмотрено почти 25 тыс. заявлений по регистрации заключений. Специалисты смотрят лишь правильность заполнения и достоверность сведений, указанных в заявлении, но и здесь процент отказов составляет 23 %.
В 2020 г. в Управление поступило 2792 заявления на регистрацию опасных производственных объектов и внесение изменений в государственный реестр. Только по 1361 заявлению, составляющем 34 % от общего числа, были приняты положительные решения. Напомним, что административным регламентом не предусмотрен выезд на опасные производственные объекты, а круг рассматриваемых вопросов и пакет необходимых документов сильно ограничены, например, нет обязанности прикладывать паспорта и сертификаты на технические устройства.
Возникает вопрос к предприятиям. Если работники из раза в раз не могут просто собрать минимальный пакет документов, то как они обеспечивают безопасность на производстве? Пора провести внутренний анализ работы соответствующих служб. 

Тренировки НАСФ

Своеобразной лакмусовой бумажкой является проведение организацией учебно-тренировочных занятий с участием представителей Ростехнадзора. Несмотря на то, что предприятия заранее к ним готовятся, результаты неутешительные, вернее сказать — неудовлетворительные. 
Основными причинами являются:
- низкая эффективность действий штатных и нештатных формирований и сотрудников предприятий;
- незнание порядка своих основных действий;
- недостаточная физическая подготовка персонала предприятия, включенного в состав нештатных аварийно-спасательных формирований;
- отсутствие взаимодействия между штатными и нештатными формированиями, а также должностными лицами предприятий.
Опять же, возникает вопрос к формализму при осуществлении производственного контроля на предприятиях. Когда инспекторы бывают на объектах, им показывают бумаги, где расписаны тысячи и тысячи учебных тренировочных занятий, проведенные работниками организаций. И всегда с положительной оценкой!
Самое страшное в работе — обмануть самих себя. Человеческий фактор является определяющим при возникновении аварийных ситуаций. Это и собственник, не выделивший средства на модернизацию, и директор, не организовавший работу по производственному контролю, наряду с работниками предприятий, также нарушающими требования законодательства. 

Энергетическая безопасность

В 2020 г. Управлением проведено более 4 тыс. проверочных мероприятий в рамках энергетической безопасности. Из них около 3000 проверок — по допуску в эксплуатацию энергоустановок, а также 480 проверок — при оценке готовности к осенне-зимнему периоду. Выявлено более 21 тыс. нарушений. 
Основными нарушениями явились:
-  неподготовленность персонала;
- несвоевременное проведение технического освидетельствования;
- некачественное проведение профилактических испытаний;
- неудовлетворительное техническое состояние, износ оборудования;
- отсутствие разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок и т.д.

Человеческий фактор является определяющим при возникновении аварийных ситуаций. Это и собственник, не выделивший средства на модернизацию, и директор, не организовавший работу по производственному контролю, наряду с работниками предприятий, также нарушающими требования законодательства.

В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду было проведено 69 внеплановых выездных проверок согласно поручению Правительства РФ, 195 проверок готовности теплоснабжающих организаций в составе комиссий муниципальных образований, а также 88 проверок по оценке готовности уже самих муниципальных образований. 
Выявлено почти 5 тыс. нарушений. Привлечено к административной ответственности 69 юридических лиц и 140 должностных лиц. 
Из 212 теплоснабжающих организаций получили акты готовности только 198, 24 не получили паспорта готовности.
Основными проблемными вопросами в преддверии ОЗП явились:
- своевременно не обслуживается автоматика безопасности котлов;
- не проведены гидравлические испытания тепловых сетей, технические диагностирования оборудования, отработавшего свой нормативный срок;
- нарушение правил эксплуатации электроустановок потребителей;
- отсутствие допусков в эксплуатацию энергоустановок и т.д.

Безопасность ГТС

Приволжским управлением Ростехнадзора в 2020 г. проведено 13 внеплановых проверок по соблюдению требований безопасности ГТС и принято участие в 221 выездном комиссионном обследовании ГТС водохозяйственного пользования муниципальных образований. При проведении проверок выявлено 839 нарушений обязательных требований. Наиболее часто выявляемыми нарушениями являются:
- непроведение преддекларационного обследования ГТС;
- отсутствие проектной и исполнительной документации;
- отсутствие аттестованного обслуживающего персонала;
- отсутствие обязательного страхования риска гражданской ответственности и т.д.

62 % аварий пришлось на объекты самого низкого класса опасности, хотя, исходя из их наименования, аварий вовсе не должно быть. По количеству несчастных случаев, пострадавших и погибших, объекты IV класса опасности также лидируют — более 70 % от общего количества.

По итогам проверочных мероприятий в 2020 г. Приволжским управлением Ростехнадзора составлено 114 протоколов: из них 77 — на должностные лица, 37 — на юридические.
В 2020 г. региональными органами исполнительной власти совместно с Приволжским управлением Ростехнадзора проведена масштабная инвентаризация ГТС. Всего по результатам проведенной инвентаризации установлено 1259 ГТС, поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора. 

Строительный надзор

В 2020 г. Приволжское управление Ростехнадзора осуществляло надзор за строительством, реконструкцией 510 объектов, из них девяти объектов «гражданского строительства», 487 объектов нефтегазового комплекса, 10 объектов дорожной инфраструктуры, четырех объектов энергетики и ГТС.
Самые крупные из них — это Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов» «ТАНЕКО», Комплекс глубокой переработки тяжелых остатков ОАО «ТАИФ-НК».
В Управлении ждут в ближайшее время начала строительства и соответствующих извещений по этапам Автомагистрали М-12, которые пройдут по Республике Татарстан и Чувашской Республике, а также извещений в рамках масштабной модернизации российских тепловых сетей нового энергоблока Заинской ГРЭС и других масштабных строек.
Всего было за год Управлением проведено 386 проверок строительных объектов. Выявлено 3122 нарушения. Наложено 198 штрафов, из них 115 — на юридические лица и 83 — на должностные. 
Выдано 158 заключений о соответствии. Введены такие объекты, как: 
- «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Этап строительства 3»;
- «Установка гидроочистки средних дистиллятов Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов»;
- Установка гидроочистки тяжелого газойля коксования (4200) «Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов АО «ТАНЕКО».
- Централизованное архивохранилище Приволжского федерального округа, с. Столбище, Республика Татарстан и множество других.

Работа инспектора не может подменить собой работников производственного контроля. За бе-зопасность объекта несет ответственность организация, его эксплуатирующая.  Профилактическая работа Ростехнадзора, в том числе проведение проверок и административные наказания являются только стимулом для предприятий по недопущению нарушений.

Производственный контроль

Законодатель, когда пересматривал требования законодательства, в том числе в рамках «регуляторной гильотины», предполагал, что предприятие само заинтересовано в соблюдении требований промышленной безопасности, самостоятельно выявляет нарушения, разрабатывает мероприятия по их недопущению, разрабатывает инвестиционные программы и применяет компенсирующие мероприятия на те нарушения, которые требуют длительного исполнения. 
Основной формой отчетности в этом случае является отчет о производственном контроле.
По итогам 2020 г. отчеты в Приволжское управление Ростехнадзора из 3322 организаций представило только 2511, что составляет только 76 %. 
Качество их заполнения оставляет желать лучшего. Опять же, речь идет о формализме в их заполнении.

В 2020 г. по поручению руководителя Ростехнадзора Алексея Алешина применялся подход по сдерживанию роста аварийности в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, путем активизации профилактики посредством предостережений в сочетании с активным применением мер по приостановке эксплуатации производственных объектов и технических устройств. 

Внимание к изменению законодательства

Обращаем внимание предприятий на проведение эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля промышленной безопасности, который утвержден Постановлением Правительства РФ № 2415 от 31.12.2020 г.
Одна из основных целей эксперимента — эффективность и удобство применения для организаций информации о состоянии промышленной безопасности и технологических процессах на эксплуатируемых производственных объектах. Предприятия могут подать заявку в Ростехнадзор по установленной форме на участие в этом эксперименте, ряд организаций уже начали работу в данном направлении.
Сейчас пересмотрены и внедрены новые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, вышли постановления Правительства РФ, также направленные на улучшение уровня промышленной безопасности.
С 1 июля вступает в силу ряд новых законов, в том числе Федеральный закон от 26.08.2020 г. № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Информация об изменениях в законодательстве, образцы бланков заявления, сведений, рекомендации по их заполнению и др. размещены на официальном интернет-сайте Ростехнадзора, Приволжского управления Ростехнадзора.

Михаилу Афанасьевичу Булгакову принадлежит выражение: «Жить по-новому очень трудно, но жить прошедшим еще трудней». Все изменения в законодательстве направлены на обеспечение безопасности, и мы хотим пожелать всем безаварийной и эффективной работы!

Все статьи рубрики