Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Последние изменения природоохранного законодательства

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Вопросы рубки деревьев и кустарников

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2020 г. № 1143 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам рубки деревьев и кустарников» уточнены отдельные акты Правительства РФ.

Поправки внесены в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. № 1244. Поправками уточнено содержание заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и решения о выдаче разрешения.
Также поправки внесены в Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 г. № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Уточнены условия соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков.

Учет выбросов нестационарных источников

Письмом Роспотребнадзора от 28.05.2020 г. № 09-7700-2020-40 разъяснен вопрос учета выбросов нестационарного источника при расчете химического воздействия на окружающую среду. 

При установлении неблагоприятных условий выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и подготовке исходных данных для расчета концентраций загрязняющих веществ должна учитываться нестационарность мощностей и других параметров выброса источников выбросов и их совокупностей (в течение суток, года, технологических циклов).
При постановке объектов на учет сохраняется единый принцип учета выбросов по каждому объекту.
При поведении санитарно-эпидемиологической экспертизы предметом оценки является объект воздействия на окружающую среду. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы по отдельным объектам (промышленным площадкам) осуществляется в соответствии с законодательством.

Об утверждении нормативов допустимых сбросов

Письмом Минприроды России от 14.07.2020 г. № 12-50/8744-ОГ «О разработке разрешительной документации» сообщается, что одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, утверждать которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» не требуется.

В свою очередь для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов рассчитываются в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), утверждение которых в соответствии с указанным постановлением также не требуется.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Об установлении временно разрешенных сбросов

Письмом Росприроднадзора от 26.06.2020 г. № РН-09-01-32/19729 разъяснен вопрос об установлении временно разрешенных сбросов юрлицам и ИП, осуществляющим деятельность на объектах II категории.

Указанные юрлица и ИП представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Одновременно с подачей декларации представляются расчеты нормативов допустимых сбросов.
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
На период выполнения плана мероприятий устанавливаются временно разрешенные сбросы в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.
Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением, выдаваемым в порядке, установленном Правительством РФ, только при наличии плана мероприятий. Порядок выдачи разрешений на временные сбросы в настоящее время не установлен.
Отчет о выполнении плана мероприятий по достижению установленных нормативов допустимых сбросов, направленный в уполномоченный орган, может рассматриваться как основание, исключающие привлечение к административной ответственности, до вступления в законную силу порядка выдачи разрешений на временные сбросы.

Порядок осуществления государственного экологического надзора 

Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 298-ФЗ «О внесении изменения в ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.

О планах предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Федеральный закон  от 13.07.2020 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу 01.01.2021 г. 

Согласно закону до 01.01.2024 г. все организации, работающие с углеводородным сырьем, обязаны утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
План утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее эксплуатирующая организация), при условии наличия:
- заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов;
- согласования Росприроднадзором указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством РФ.
Эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.
Поправки внесены в федеральные законы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». 

Искусственное воспроизводство водных биоресурсов

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2020 г. № 798 «О внесении изменений в Правила организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов» оптимизирован порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов.

Теперь учреждения, находящиеся в ведении Росрыболовства, осуществляющие искусственное воспроизводство водных биоресурсов в соответствии с госзаданием, вправе реализовывать добытые (выловленные) водные биоресурсы (за исключением добытых (выловленных) осетровых видов рыб, предоставленных в пользование для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), а также редких и находящихся под угрозой исчезновения водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ) после их использования в целях искусственного воспроизводства водных биоресурсов, а также молодь (личинки) водных биоресурсов (в том числе осетровых видов рыб, за исключением редких и находящихся под угрозой исчезновения осетровых видов рыб, занесенных в Красную книгу РФ), полученную при осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов в рамках выполнения госзадания на оказание госуслуг (выполнение работ), при условии достижения (выполнения) ими показателей госзадания, что подтверждается комиссией, осуществляющей контроль за выполнением работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, создаваемой территориальными органами Росрыболовства.
Решение учреждения о реализации излишне полученной молоди принимается на основании решения комиссии.
Излишне полученная молодь редких и находящихся под угрозой исчезновения водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, подлежит выпуску в естественную среду обитания в целях сохранения водных биоресурсов с соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.
В случае если физическое состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, после их использования в целях осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов, в том числе излишне полученной молоди, не позволяет выпустить их в естественную среду обитания, то последующее обращение таких водных биоресурсов регулируется законодательством в области охраны окружающей среды и ветеринарным законодательством РФ.

Отнесение месторождений лития к участкам недр  

Федеральным законом от 08.06.2020 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья», установлено, что к участкам недр федерального значения относятся не все участки недр, содержащие месторождения лития, как было установлено Законом РФ «О недрах», а только содержащие коренные (рудные) месторождения этого металла.

К полномочиям органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд.
Пользователи недр, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, получили право осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях. Ранее такое право было предоставлено только юридическим лицам с госучастием.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Все статьи рубрики