Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Плата за НВОС в 2019 году

 
Сабитова Резеда Наильевна, заместитель начальника отдела администрирования экологических платежей, финансового, бухгалтерского учета и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Сабитова Резеда Наильевна
заместитель начальника отдела администрирования экологических платежей, финансового, бухгалтерского учета и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Плательщик, не являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства в 2019 г., согласно п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее  закон № 7-ФЗ) вносит квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере ¼ от суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносит оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей. Таким образом, платежи необходимо внести:
- за первый квартал 2019 г. — до 20.04.2019 г.;
- за второй квартал 2019 г. — до 20.07.2019 г.;
- за третий квартал 2019 г. — до 20.10.2019 г..
При этом в соответствии п. 34 правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 (далее правила), таким плательщикам представление декларации не требуется. 
Субъектам малого или среднего бизнеса до 01.03.2019 г. нужно внести годовой платеж  за 2018 г. и подать годовую декларацию.

Готовим декларацию

Годовую декларацию представляют в Росприроднадзор  и ее территориальные органы (администратор платы за НВОС) не позднее 10.03.2019 г. 
Согласно п. 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 г. № 3 (далее порядок) вместе с декларацией необходимо представить:
- документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика — в случае, если декларацию подписывает и (или) представляет уполномоченное лицо;
- перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа - в случае, если в отчетном году плательщик производил корректировку размера платы за НВОС либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.
Декларацию составляют при помощи электронных сервисов, имеющихся на официальных сайтах  территориальных органов Росприроднадзора, и направляют в форме электронного документа, подписанного электронной подписью через «Личный кабинет» веб-портала Росприроднадзора по приему отчетности.
Однако, если годовой размер платы за НВОС за предыдущий отчетный период равен или менее 25 тыс. руб., декларацию представляют на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования указанных выше сервисов. 

Годовую декларацию представляют в Росприроднадзор  и ее территориальные органы (администратор платы за НВОС) не позднее 10.03.2019 г. 

В случае отсутствия у плательщика электронной подписи либо возможности подключения к интернету, он отчитывается только на бумажном носителе.
Декларацию на бумажном носителе представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего НВОС, либо объекта размещения отходов производства и потребления. 
Если такие объекты находятся на территории разных субъектов РФ, плательщик должен представить отдельную декларацию в каждый субъект. Если же несколько объектов расположено на территории одного субъекта РФ, подают одну декларацию.
Датой представления декларации в форме электронного документа считается дата ее регистрации в информационном электронном ресурсе территориального органа Росприроднадзора. Датой представления для бумажного носителя считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении с указанием даты на бумажном носителе или дата почтового отправления.
При обнаружении недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы за НВОС, плательщик вправе представить уточненную декларацию не позднее 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2019 г. 

Исчисляем плату за НВОС

Согласно п. 8 правил плата за НВОС исчисляется плательщиком самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень, утвержденный  Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее постановление   № 913) с применением коэффициентов, установленных законодательством, а также дополнительных коэффициентов. Полученные величины суммируют по каждому стационарному источнику загрязнения и (или) объекту размещения отходов, а также по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему НВОС, а также их  совокупности).  

До 1 февраля сдать!

2-ТП (Отходы) 
Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.
Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 г. № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация) 
Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:
- разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
- осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
- осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.
Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 г. № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».


Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежную базу юрлица и ИП определяют самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
- для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
- в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются:
- объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов;
- объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;
- объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а», лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б»;
- лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информацию о платежной базе представляют за отчетный период в составе декларации.
Согласно п. 12 правил при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством РФ порядке, плату за НВОС рассчитывают по специальным формулам (пп. 20, 21 правил).

Декларацию на бумажном носителе представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего НВОС, либо объекта размещения отходов производства и потребления. 

Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся плательщиками в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в п. 18 правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, — в п. 20 правил. 
При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их количеством (объемом или массой), которое поступило в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта (п. 15 правил).
Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд — при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистку и обогащение угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также чч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ):
- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;
- плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению. 
Прошу обратить внимание на то, что с учетом перечисленных выше позиций НПА, при начислении платы за размещение отходов, независимо от условий, прописанных в договорах по передаче права собственности в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, обязанность по внесению платы за размещение отходов остается за образователем.   

Стимулы для субъектов и некоторые изменения

В п.п. 17-21 правил приведены  формулы расчета платы за НВОС. Следует обратить внимание, что в п. 17, пп. 19-21 Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2019 г. Кроме того, изменения внесены и в другие пункты. Так,  с 01.01.2019 г. в правилах слова «планы снижения выбросов и сбросов»  заменены на «планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности».
Вернемся к стимулам. Плательщики вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) размера платы за НВОС, за исключением некоторых случаев (несоблюдения снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (при строительстве очистных сооружений для очистки сточных вод — в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности (пп. 23, 24 правил).
Кроме того, для стимулирования предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий предусмотрено применение к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Также согласно п. 25 правил из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные плательщиком, в пределах исчисленной платы по тем показателям, по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления.

Администрирование платы за НВОС

Контроль за исчислением платы за НВОС Росприроднадзор и его территориальные подразделения осуществляют в течение девяти месяцев со дня приема декларации или при проведении процедур государственного экологического надзора.
Проверяется правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы за НВОС. Если были выявлены ошибки, об этом сообщают проверяемому лицу и в форме требования просят представить в течение семи рабочих дней необходимые обоснованные пояснения и (или) внести соответствующие исправления.

Для стимулирования предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий предусмотрено применение к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

При этом проверяемое лицо вправе представить письменные возражения по требованию в целом или по его отдельным положениям.
Зачет (возврат) производят территориальные органы Росприроднадзора по письменным заявлениям плательщиков (с приложением к ним документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам). По результатам рассмотрения в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления они принимают решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм.
Росприроднадзор обращает внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм плательщиками, обязанными вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.
Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет начисление пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, начиная со следующего дня после окончания 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения задолженности в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджетную систему РФ.

Все статьи рубрики