Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Особенности проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году

 
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

Игошин Виктор Викторович
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Номер журнала: 

Рубрика: 

Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»  внесены изменения в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 г. по 31.12.2020 г. проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, федеральным законодательством Правительству Российской Федерации предоставлено право принимать решения, предусматривающие особенности  организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Реализуя данное полномочие, Правительство Российской Федерации Постановлением от 03.04.2020 г. № 438  (ред. от 22.04.2020 г.) «Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вступило в силу с 14.04.2020 г.) расширило круг хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие моратория на проведение плановых проверок, а также дополнило перечень оснований для внеплановых проверок.

установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 г. по 31.12.2020 г. проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Плановые проверки

Проведение плановых проверок запрещено:
- в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru), возможно уточнение этих данных не позднее 30.06.2020 г. в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 08.06.2020 г. № 166-ФЗ;
- в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 г. не превышает 200 человек (исключения: политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Проведение плановых проверок допускается:
- в отношении крупных предприятий, использующих производственные объекты чрезвычайно высокого или высокого риска.

Внеплановые проверки

Проведение внеплановых проверок в отношении всех категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно лишь по следующему перечню оснований:
1) наличие фактов причинения или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (их проведение должно быть  согласовано органами прокуратуры);
2) в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (их проведение должно быть  согласовано органами прокуратуры);
3) на основании поручения президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации с указанием конкретного проверяемого (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) в целях предоставления хозяйствующему субъекту правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий (п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ),  в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа при наличии ходатайства лицензиата (п. 4 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
5) в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер. 
Сроки исполнения иных предписаний подлежат продлению по ходатайству хозяйствующего субъекта об отсрочке.
Полномочия прокуратуры
Прокуратуре предоставлены дополнительные полномочия по согласованию внеплановых проверок в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Кроме того, прокурор теперь согласует не только выездные, но и документарные проверки (по основаниям, указанным в п. 1 и п. 2 перечня).
Впервые установлен приоритет проведения проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- и видеосвязи. 
Возможность выезда контролирующего органа на место проведения проверки подлежит согласованию с прокурором либо должна быть предусмотрена поручениями президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок.

Особенности надзора

Установленные особенности осуществления в 2020 г. проверочных мероприятий распространяются на подавляющее большинство видов государственного надзора, за исключением налогового, валютного и таможенного контроля, федерального надзора в области использования атомной энергии.
Особенности осуществления налогового и валютного контроля установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409 (ред. от 30.05.2020 г.) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (п. 4): 
- по 30.06.2020 г. приостановлено вынесение решений о проведении и проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, инициирование налоговыми и таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства.
Особенности проверок в сфере лицензирования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440 (ред. от 29.05.2020 г.)  «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»  (п. 4). 
По общему правилу выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференц-связи. В исключительных случаях допускается выезд в целях установления соответствия лицензионным требованиям в отношении:
- эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности;
- деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности);
- деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. 
Прокуратурой организован прием обращений хозяйствующих субъектов по вопросам законности действий и решений контролирующих органов. 

Административное давление

Согласно данным индекса «Административное давление», сформированного аппаратом уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по итогам 2019 г.,  Удмуртская Республика заняла II место как регион с наиболее низким уровнем  административного давления на бизнес среди субъектов Российской Федерации. Индекс составлен на основе официальных данных статистики и Единого реестра проверок о результатах контрольно-надзорной деятельности территориальных органов Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роструда, МЧС и жилищных инспекций. 
Полные сведения об индексе «Административное давление» содержатся  в приложении к докладу уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю., размещенном на официальном сайте  (http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html). 
Данные таблиц 1 и 2 взяты из названного доклада.

Таблица 1. Ключевые показатели индекса административного давления

P1 Доля предупреждений от общего числа наказаний (снижение
репрессивности контрольно-надзорной деятельности)
P2 Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего
числа подконтрольных (эффективность внедрения риск-ориентированного
подхода)
P3 Доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых
проверок (доля административных и др. «нестандартных» проверок»),
от общего числа штрафов, наложенных органом КНД
P5 Административный «налог» (фискальная ориентированность контрольно-
надзорной деятельности)

Таблица 2. Ключевые показатели индекса по органам контроля и надзора в РФ (по данным за 2019 г.)

  (P1) — доля 
предупреждений
от общего числа 
наказаний, %
(P2) — доля организаций 
и ип,подвергнутых 
контролю и надзору, 
от общего числа 
подконтрольных, %
(P3) — доля штрафов, 
наложенных без 
проведения плановых или внеплановых 
проверок, %
(P5) — административный
«налог», размер штафов
Роспотребнадзор 15,1 (+3,1) 21,7 (+3,9) > 15 (−5,7) 3,0 млрд (−400 млн)
Росприроднадзор 23,1 (+9,5) 16,3 (−2,6) > 35 (+11,5) 0,9 млрд (+300 млн)
Ростехнадзор 10,6 (+4,3) 6,4 (−23,9) > 15 (+8,4) 4,5 млрд (+1,6 млрд)
Россельхознадзор 22,3 (+5,7) 4,4 (−1,9) > 45,0 1 млрд (+100 млн)
МЧС 53,7 (−4,0) 9,3 (+1,4) < 2,0 1,1 млрд (+200 млн)
ЖКХ 16,2 (−6,6) 60,9 (+34,0)   2,4 млрд (+1,1 млрд)
Роструд 21,5 (−1,1) 1,4 (+0,2) <1,0 2,9 млрд (−0,3 млрд)

Наиболее пострадавшие отрасли

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434  был утвержден список отраслей экономики,  наиболее пострадавших в условиях пандемии коронавируса. Позже список был дополнен Постановлением Правительства РФ 10.04.2020 г. № 479, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 г. № 540,  Постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 г. № 657, Постановлением Правительства РФ от 26.05.2020 г. № 745. Этим отраслям будет оказываться адресная поддержка в первую очередь.

Полный перечень пострадавших отраслей 

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки  
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам  49.4
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21
Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.21
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом 52.23 
2. Культура, организация досуга и развлечений  
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90
Деятельность в области демонстрации кинофильмов   59.14
Деятельность музеев  91.02
Деятельность зоопарков 91.04.1
Производство изделий народных художественных промыслов 32.99.8
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт  
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений   93
Деятельность физкультурно-оздоровительная  96.04
Деятельность санаторно-курортных организаций  86.90.4
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма  
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма   79
5. Гостиничный бизнес  
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания  55
6. Общественное питание  
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений  
Образование дополнительное детей и взрослых  85.41
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми  88.91
8. Деятельность по организации конференций и выставок  
Деятельность по организации конференций и выставок   82.3
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)  
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02
10. Деятельность в области здравоохранения  
Стоматологическая практика 86.23
11. Розничная торговля непродовольственными товарами  
Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах  45.11.2
Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая 45.11.3
Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах  45.19.2
Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая  45.19.3
Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями 45.32
Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах    45.40.2
Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями прочая 45.40.3
Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах   47.19
Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах  47.4
Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах 47.5
Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах 47.6
Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах 47.7
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью 47.82
Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами 47.89
Деятельность по осуществлению торговли через автоматы 47.99.2
12. Средства массовой информации и производство печатной продукции      
Деятельность в области телевизионного и радиовещания 60
Деятельность сетевых изданий 63.12.1
Деятельность информационных агентств  63.91
Печатание газет  18.11
Издание книг  58.11
Издание газет 58.13
Издание журналов и периодических изданий  58.14
Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Все статьи рубрики