Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Организация антикоррупционной политики на предприятии

 
Исмагилова  Ляйсан  Альфритовна, помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

Вопросы организации противодействия коррупции находятся на постоянном контроле органов прокуратуры. В последние годы все больше внимания привлекает к себе проблема коррупции на предприятиях. Результаты проверок показывают многочисленные нарушения со стороны предприятий на данном направлении.

Статистические показатели

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 84 нарушения коррупционной направленности. В целях их устранения внесено 18 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 47 виновных должностных лиц. По 4 постановлениям прокурора к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечено 4 лица. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в органы предварительного следствия направлено 4 материала, по всем возбуждены уголовные дела. 

Коррупция в организации может привести не только к уголовной ответственности руководства, но и к подрыву деловой репутации, значительным финансовым потерям, разрушению бизнеса, именно поэтому антикоррупционная политика для бизнеса должна иметь первостепенное значение. 

Уголовное преследование неизбежно

Наиболее значимыми результатами прокурорского вмешательства являются материалы проверок, направленные в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Например, по итогам совместного с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан целевого мероприятия по выявлению и пресечению преступлений прокуратурой установлено, что в целях реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» организацией заключен гражданско-правовой договор поставки прицепа для катера стоимостью 3 млн руб.
Фактически прицеп изготавливался за 250 тыс. руб. работниками организации стороной по договору на территории собственной производственной базы.
Изготовленный прицеп для катера не соответствовал техническому заданию гражданско-правового договора и являлся технически непригодным для эксплуатации. 
По результатам проверки прокуратура направила материалы в следственное управление СК России по Республике Татарстан. Органом предварительного следствия возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере», ч. 1 ст. 285 УК РФ «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы». 

Совершенствование правовой базы

Анализ прокуратуры показал, что последние годы характеризуются активизацией в Республике Татарстан мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях, что позволяет сделать вывод о достаточности законодательной базы для реализации необходимых мероприятий.
Государственным Советом Республики Татарстан 30.03.2006 принят Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан».
Во исполнение Закона постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2014 № 512 утверждена Государственная программа «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2023 годы», которая представляет собой систему комплексных мероприятий, обеспечивающих согласованное применение правовых, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации коррупционных правонарушений в Республике Татарстан. 

Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе большое количество рисков для организации. 

Положениями Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе предусмотрена возможность применения взысканий к государственным и муниципальным служащим за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. 
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан действует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан.
На всех уровнях власти созданы координационные органы в виде комиссий (советов) по противодействию коррупции; определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; в муниципальных районах и городских округах назначены помощники глав по вопросам противодействия коррупции; определен круг вопросов, курируемых каждым из перечисленных субъектов профилактики коррупции.

Дело всех и каждого

Необходимо отметить, что коррупция в организации может привести не только к уголовной ответственности руководства, но и к подрыву деловой репутации, значительным финансовым потерям, разрушению бизнеса, именно поэтому антикоррупционная политика для бизнеса должна иметь первостепенное значение. 
Основным нормативно-правовым актом в вопросе борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно закону противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий включает в себя работу: 
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 
Противодействовать коррупции должны институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий. 
Обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений распространяется на все организации — вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачи антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием «Антикоррупционная 
политика». 
В антикоррупционной политике организации могут быть отражены: 
- цели и задачи антикоррупционной политики; 
- используемые понятия и определения; 
- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие; 
- обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции; 
- ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики; 
- порядок пересмотра и внесения изменений; 
- используемые в организации антикоррупционные инструменты. 
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы: 
- разработка проекта антикоррупционной политики; 
- обсуждение проекта и его утверждение; 
- информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике; 
- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер; 
- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр. 

Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с названием «Антикоррупционная политика».

Разработка проекта антикоррупционной политики 

Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. 
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации.  

Согласование проекта и его утверждение 

Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников, после чего представить руководству организации. 
Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников. 

Для обеспечения реализации антикоррупционных мер, принятых в организации, значимым является своевременное информирование ее работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации в сфере противодействия коррупции, установленных ими антикоррупционных стандартах, мерах ответственности за их несоблюдение.

Информирование работников 

Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись.

Реализация предусмотренных мер 

Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации.
 Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур. 
При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу. 

Рекомендуется обеспечивать систематическое, например, один раз в год, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции. 

Оценка коррупционных рисков

При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести. 
Основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется, по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер.   
Организации, планирующей проводить оценку коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя организации собственный порядок (методику) оценки коррупционных рисков, учитывающий специфику данной организации: сферу ее деятельности и уставные цели, характер взаимодействия с государственными органами и иными регулирующими инстанциями, наличие или отсутствие внешнеэкономической деятельности и иные факторы. 

Предупреждение и выявление конфликта интересов

Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов.
Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе большое количество рисков для организации. 
Рекомендуется разработать соответствующие меры, связанные с порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Высокая значимость данного инструмента обусловлена тем, что его использование позволяет выявить ситуацию, непосредственно предшествующую совершению коррупционного правонарушения, и своевременно принять надлежащие меры реагирования. 
Объектом регулирования в данном случае является ситуация, при которой работник получает возможность использовать предоставленные ему организацией полномочия и ресурсы не для выполнения своих трудовых обязанностей и способствования достижению целей организации, а для получения непредусмотренной выгоды для себя или для лиц, связанных с ним родственными, имущественными или иными отношениями
При определении наличия или отсутствия конфликта интересов учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности;
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует помнить, что этот процесс требует участия как работодателя, так и работников. 
Ключевыми элементами такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.
1) Предупреждение конфликта интересов предусматривает:
- проработанную систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения подарков от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);
- внедрение проверочных процедур при принятии кадровых решений и при распределении обязанностей на предмет возможности возникновения конфликта интересов.
2) Выявление конфликта интересов может включать:
- декларирование работником наличия у него определенных (личных) интересов; такое декларирование может осуществляться при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно (непосредственно в случае возникновения определенных ситуаций);
- самостоятельное выявление ситуаций конфликта интересов подразделением (работниками), ответственным за предупреждение коррупции в организации, путем сопоставления информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися различных государственных и коммерческих базах данных (например, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и т.п.). При наличии возможности рекомендуется разработать в организации специализированное программное обеспечение, направленное на выявление конфликта интересов.
3) Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:
- усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;
- отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;
- ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;
- перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;
- предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.

Антикоррупционные стандарты 

Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Внедрение системы антикоррупционных стандартов направлено на решение двух основных задач:
1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов;
2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Работников следует ознакомить с ними под роспись. 
Процедуры, направленные на предупреждение коррупции, могут быть установлены в различных локальных актах, например, кодексе деловой этики. Он может быть посвящен только антикоррупционным стандартам, а может включать и иные рекомендации по поведению работников организации, например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т.д.

Доступность информации

Для обеспечения реализации антикоррупционных мер, принятых в организации, значимым является своевременное информирование ее работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации в сфере противодействия коррупции, установленных ими антикоррупционных стандартах, мерах ответственности за их несоблюдение.
Источником информирования работников периодически должно выступать руководство организации с тем, чтобы подчеркнуть значимость соблюдения установленных в организации антикоррупционных мер. 
Для работников организации и ее контрагентов следует обеспечить свободный и удобный доступ к информации о реализуемых мерах по предупреждению коррупции. В частности, рекомендуется предусмотреть специальный раздел, посвященный противодействию коррупции, на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, у работников должна быть возможность в случае необходимости получить совет по применению действующих локальных антикоррупционных актов организации в реальных жизненных ситуациях. Консультирование может проводиться как очно при личном обращении работников к ответственным лицам, так и посредством использования горячей линии или электронной приемной, воспользовавшись которыми, работник сможет получить оперативную консультацию по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционной политики. Во всех случаях необходимо обеспечить соблюдение конфиденциальности индивидуальных консультаций.
Одновременно рекомендуется обеспечивать систематическое, например, один раз в год, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции. Обучение работников организации может осуществляться путем их направления в образовательные организации, реализующие программы по антикоррупционному обучению, либо самостоятельно. 

Связь с правоохранительными органами

Одним из важных показателей приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения является обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами, которое может быть реализовано в рамках нескольких направлений:
1) организация может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (работникам организации) стало известно;
2) организации следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций 
в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения;
3) в случае обнаружения признаков коррупционных правонарушений организации следует обращаться в соответствующие правоохранительные органы.

Все статьи рубрики