Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Оплата труда и актуальные изменения законодательства

 
Дресвянникова Инна Витальевна, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике — заместитель главного государственного инспектора труда в Удмуртской Республике

Дресвянникова Инна Витальевна
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике — заместитель главного государственного инспектора труда в Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Статья 129 Трудового кодекса РФ дает понятие заработной платы — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Районное регулирование

Система оплаты труда, призванная возместить дополнительные материальные и физиологические затраты гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, получила наименование «районного регулирования оплаты труда».
Районное регулирование оплаты труда должно компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в  районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, и в иных местностях с особыми климатическими условиями по сравнению с европейской частью РФ.
В рамках районного регулирования всем лицам, работающим у любых работодателей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится выплата районного коэффициента к заработной плате.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время установлены Трудовым кодексом РФ (ст. 146, 148, 315-317).
В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьями 315-317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. 
Аналогичные нормы предусмотрены ст. 10 и ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», конкретные размеры районных коэффициентов установлены  постановлениями Госкомтруда СССР.
Поскольку в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий размеры районных коэффициентов к заработной плате и порядок их выплат, в соответствии со ст. 423 ТК РФ применяются нормы законодательных и иных нормативных правовых актов бывшего СССР, постановления Госкомтруда СССР, Президиума и Секретариата ВЦСПС.

Работа сверхурочно, ночью и в праздники

Трудовым законодательством предусмотрена повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, ночное время.
Сверхурочной является работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, то есть за пределами ежедневной работы (смены), а в отношении работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере: за первые два часа — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (ч. 1 ст. 152 ТК РФ). 
За привлечение к работе в выходные и праздничные дни работнику производится доплата в соответствии со ст. 153 ТК РФ.
При исчислении размера оплаты за работу в выходные или нерабочие праздничные дни необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (Постановление Конституционного суда РФ от 28.06.2018 г. № 26-П).
В повышенном размере оплачивается все время работы в выходной или праздничный день, то есть каждый час работы.
Согласно ч. 1 ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 22 до 6 часов. 
Каждый час работы в ночное время подлежит повышенной оплате по сравнению с работой в нормальных условиях. Величина такой оплаты не может быть ниже установленной трудовым законодательством (ч. 1 ст. 154 ТК РФ). Это правило распространяется и на работников, принятых специально для работы в ночное время.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554 предусмотрен единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы. 

МРОТ как государственная гарантия

Одна из основных государственных гарантий по оплате труда работников — это минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. 
Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее  Закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ) определено, что с 01.01.2019 г. и далее ежегодно МРОТ устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года. Если данный показатель снизится, то МРОТ останется на прежнем уровне. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2019 г. составила 12 130 руб. (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 г. № 561н).
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. 
С 01.01.2019 г. федеральный МРОТ равен 11 280 руб. в месяц. В субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Он не должен быть ниже федерального МРОТ. Так, на территории Удмуртии МРОТ равен 12 972 руб. (Удмуртское республиканское трехстороннее соглашение (тринадцатое) на 2019-2021 гг. от 19.12.2018 г.).

МРОТ и районный коэфициент

Районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в особых климатических условиях, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав МРОТ не включаются.
Такую позицию высказал Конституционный суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 г. № 38-П, пояснив следующее. МРОТ — общая гарантия, предоставляемая работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ. 
Это правило действует и в отношении минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением в субъекте РФ. 
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Позиция Конституционного суда РФ, выраженная в постановлении, является общеобязательной, что исключает любое иное истолкование ТК РФ в правоприменительной практике.

МРОТ и работа сверхурочно

Право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия признается Конституцией Российской Федерации одним из важнейших прав в сфере труда.
11.04.2019 г. Конституционным судом РФ рассмотрена жалоба гражданина о проверке конституционности положений ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, а также ч. 1-4 и  ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, касающихся компенсационных выплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, сверхурочную работу сверх минимального размера оплаты труда, и принято Постановление № 17-П.
Предметом рассмотрения Конституционного суда РФ стал вопрос о включении в состав заработной платы работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
ТК РФ наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже МРОТ предполагает определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного МРОТ, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. 
В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, будний день.
Это противоречило бы ст. 37  Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Это означает, что заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислена повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Позиция Конституционного суда РФ, выраженная в постановлениях, является общеобязательной, что исключает любое иное истолкование ТК РФ в правоприменительной практике.

СНИЛС в электронном виде

С 29.09.2019 г. при приеме на работу претендент вместо карточки СНИЛС вправе предъявить уведомление о регистрации в системе индивидуального учета, в том числе в электронном виде. Пенсионный фонд опубликовал форму уведомления.
В уведомлении будут указаны те же сведения, что и в «зеленой карточке»:
- страховой номер;
- Ф.И.О.;
- дата и место рождения;
- пол;
- дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, принятый на работу сотрудник должен представить работодателю по новым правилам документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащий СНИЛС (п. 3 ст. 9 закона о персонифицированном учете, ст. 65 ТК РФ).
Таким документом может быть:
- страховое свидетельство (карточка СНИЛС), выданное до 01.04.2019 г. (ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ);
- уведомление по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 13.06.2019 г. № 335п. Этот документ может быть как в бумажной, так и в электронной форме.
Если вы приняли на работу сотрудника, который еще не зарегистрирован в системе персонифицированного учета, вам нужно передать сведения о нем в территориальный орган ПФР. Потом вам следует получить в том же органе ПФР документ, подтверждающий регистрацию, и передать его работнику.

Выбор кредитной организации

Изменения законодательства направлены на то, чтобы компании не лишали работников права выбирать кредитную организацию, в которую перечисляется зарплата.
Организациям планируют дать больше времени на замену зарплатного банка по желанию сотрудника.
В соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ работник вправе указать в своем заявлении кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, или заменить такую кредитную организацию. Работодателям необходимо принимать меры по обеспечению этого права работников.
При заключении трудового договора целесообразно предлагать работнику сообщить реквизиты банковского счета, на который он хотел бы переводить свою заработную плату.
Работник вправе указать банк для зачисления заработной платы как при заключении трудового договора, так и в течение срока действия трудового договора.
Новые банковские реквизиты работники должны будут сообщать за 15 календарных дней до дня выплаты зарплаты. Сейчас они уведомляют о новых реквизитах не позднее чем за пять рабочих дней.
Даже если в актах, регулирующих трудовые отношения (например, коллективном договоре), указан конкретный зарплатный банк, просьбу работников о его смене все равно нужно выполнить. 
Работодателей, которые не дают персоналу заменить банк, планируют наказывать так же, как за «зарплатные» нарушения: предупреждением или штрафом. 
Для должностных лиц штраф составит от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. 
За повторное нарушение будет ждать более суровая санкция: должностных лиц оштрафуют на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет, юрлицо оштрафуют на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Все статьи рубрики