Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Обращение с отходами на предприятии

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Любое предприятие, процесс производства которого связан с возникновением отходов, должно разрабатывать порядок обращения с отходами, а также исполнять его. Рассказываем, на что экологам предприятия следует обращать внимание в этом направлении деятельности.

Класс опасности

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.  Класс опасности для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), определен и подтверждать его не надо. 
Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в ФККО (Приказ Минприроды РФ от 05.12.2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности»).

Паспорт отходов

Согласно ч. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ на отходы I-IV классов опасности, включенные в ФККО, должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности» (далее порядок).
Утвержденный паспорт отходов I-IV классов опасности служит основой для определения безопасного с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья человека способа обращения с отходами. 
Сведения, которые содержатся в паспорте, могут быть использованы хозяйствующим субъектом:
- при организации мест накопления (хранения) отходов;
- при организации транспортирования отходов;
- при составлении инструкции по обращению с отходами для лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности.
Передача отходов I-IV классов опасности сторонним организациям также должна осуществляться при наличии паспорта.

Учет и места хранения отходов 

Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Порядок ведения учета отходов на предприятии регулируется Приказом Минприроды РФ от 01.09.2013 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Требования к местам (объектам) временного хранения (накопления) опасных отходов на предприятии определяются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03».

Обучение персонала

Обучение работников предприятий, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению опасных отходов производится согласно ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Лицензия 

Порядок получения предприятиями лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению опасных отходов определен:
- Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности», 
- Постановлением Правительства РФ 03.10.2015 г. № 1062 «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности», 
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.03.2016 г. № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». 
Лицензия действует бессрочно. 

Отчеты и разрешения

Напомним о видах отчетной документации, представляемой хозяйствующими субъектами в адрес межрегионального управления Росприроднадзора:
- Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (ред. от 27.12.2019 г. );
- Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 12.12.2019 г. № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»);
- Статистическая отчетность 2-ТП (воздух) (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 08.11.2018 г. № 661  «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха»);
- Статистическая отчетность 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2012 г. № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы»);
- отчет по программе производственного экологического контроля. Согласно подпункту «а» п. 22 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2018 г. № 219-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018 г.), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями (далее ПЭК). Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261;
- декларация о товарах (информация о количестве выпущенной продукции на территории Российской Федерации) за предыдущий год; Отчет о нормативах утилизации (Данные о выполнении импортером или производителем нормативов утилизации отходов); Расчет экологического сбора (Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 г. №1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» (изменен 25.07.2018 г. № 868).
Положениями Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее закон № 219-ФЗ) с 01.01.2019 г. введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий. Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня.
Согласно закону № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Для объектов II категории при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям появляется право получить комплексное экологическое разрешение.
Для остальных объектов II категории введено обязательство по подаче деклараций о воздействии на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и объектах без категории, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Таким образом, перечень разрешительной и отчетной документации определяется в зависимости от категории эксплуатируемого объекта.

Нарушения и санкции

Чаще всего инспекторами при осуществлении государственного надзора в области обращения с отходами на предприятии выявляются следующие виды нарушений:    
- отсутствие разрешительной документации;
- отсутствие или несвоевременная сдача отчетности; 
- отсутствие ведения учета отходов.
Ответственность за нарушения в области обращения с отходами на предприятии несет юридическое и должностное лицо в соответствии со ст.ст. 8.2, 8.5, 8.6. КоАП РФ. 

Все статьи рубрики