Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Обращение с отходами: изменения законодательства

 
ЯНЧУК Ольга Александровна, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан

ЯНЧУК Ольга Александровна
заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Кроме того, в 2014 году вступили в силу ранее принятые нормативные акты в области паспортизации отходов, ведения кадастра отходов, Федерального классификационного каталога отходов (далее — ФККО) и Государственного реестра объектов размещения отходов (далее — ГРОРО). Поговорим только о наиболее интересующих всех вопросах в области обращения с отходами с учетом последних изменений.
Итак, собственнику отходов необходимо обеспечить передачу отходов для размещения на объект, соответствующий установленным требованиям. Одно из основных требований к объекту размещения отходов — отсутствие негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, необходимо обратить внимание на запрет захоронения отходов на отдельных территориях, который связан с высоким риском загрязнения окружающей среды и угрозой жизни и здоровью человека либо порчей природных ресурсов. Так, п. 5 ст. 12 89-ФЗ от 24 июня 1998 года запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Лица, владеющие и эксплуатирующие объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе и после вывода ОРО из эксплуатации.
С 1 августа 2014 года вступил в силу приказ МПР РФ от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов». Первая версия Государственного реестра объектов размещения отходов была выпущена Росприроднадзором 1 августа 2014 года и утверждена приказом № 479. Практически ежемесячно выходят обновления и дополнения реестра. С актуальной версией ГРОРО, основных видах отходов, разрешенных к размещению на данных объектах, можно ознакомиться на сайте Росприроднадзора www.rpn.gov.ru в разделе «Государственный кадастр отходов». А в отношении объектов размещения отходов по территории Республики Башкортостан — на сайте Управления Росприроднадзора по РБ (rpnrb.ru). 
Необходимо отметить, что с ноября 2014 года с целью автоматизации процессов, ускорения рассмотрения документов Росприроднадзором введен специализированный программный комплекс по паспортизации отходов, в который непосредственно природопользователи вносят данные по паспортизации своих отходов, могут отслеживать все этапы прохождения согласования в режиме онлайн. 
Серьезные изменения происходят и в лицензировании деятельности по обращению с отходами. Федеральные законы № 93-Ф3 от 30 июня 2006 года, № 309-ФЗ от 30 декабря 2008 года, № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года исключили лицензирование деятельности по обращению с отходами V класса опасности, а также деятельности по сбору, использованию, транспортировке отходов I-IV класса опасности. Но уже согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ 30 помимо деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с 1 июля 2015 года к лицензируемым видам деятельности снова будет относитmся деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности.

О разрешительной документации по отходам

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны иметь всю необходимую разрешительную документацию. Сообщается, что в соответствии с нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, товаров, в результате использования которых эти отходы образовались. При этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. 

К сожалению, в новой редакции федерального закона «Об отходах производства и потребления» убрана норма ч. 3 ст. 4, согласно которой «cобственник отходов I-IV классов опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности». Однако обязанность лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, подлежащую лицензированию, иметь лицензию никуда не делась, следовательно передача отходов I-IV класса опасности для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения лицам, не имеющим лицензию на деятельность по обращению с отходами, будет являться незаконной.

На сегодняшний день в ГРОРО внесено 83 объекта размещения отходов, расположенных на территории Республики Башкортостан, в том числе 19 полигонов ТБО.

Порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. При расчете платы необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 года. 
Изменениями в законодательстве наконец-то поставлена точка в жарком споре последних пяти лет в отношении определения плательщика платы за размещение отходов. Согласно ст. 16.1 федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 в редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 года, указано: «Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы». 
Также вносится изменение в периодичность внесения платы за НВОС: вместо квартальной — годовая, до 31 марта года, следующего за отчетным. В то же время ужесточается и ответственность — теперь штраф можно получить не только за несвоевременное внесение платы, но и за несданную, либо сданную с нарушением установленного срока декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду. 

Все статьи рубрики