Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Обновленная машина надзора набирает скорость

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Вступил в силу контрольно-надзорный кодекс – так называют Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ). 

Он закрепил новый порядок проведения проверок, ввел новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на бизнес. В рамках данного закона с 1 июля начал действовать новый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, отвечать за ведение которого будет Генпрокуратура России. Также с 1 июля для 62 видов госконтроля стартовала процедура обязательного досудебного обжалования решений надзорных органов.  
Напомним наиболее важные моменты нового этапа реформирования надзорной деятельности. При этом отметим, что процесс обновления не прекратился. Правительство РФ и надзорные ведомства продолжают совершенствовать механизм контроля, исключая избыточные требования.

Изменения на марше

Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в  Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 170-ФЗ), содержащий поправки к актам о федеральном, региональном и муниципальном контроле в определенных сферах. Закон вступает в силу с 01.07.2021 г., за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки.
Принятие Федерального закона № 170-ФЗ взаимосвязано с  Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 248-ФЗ), который также  вступил в силу с 01.07.2021 г.
Федеральным законом № 170-ФЗ внесены изменения в законодательные акты, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. 
Федеральным законом № 170-ФЗ уточнены полномочия федеральных и региональных органов власти. Для каждого вида контроля (надзора) устанавливаются его наименование (с указанием отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю) и его предмет – как совокупность обязательных требований.
Часть поправок обусловлена введением реестровой модели лицензирования.  Федеральным законом № 170-ФЗ предусматривается ряд изменений, направленных на совершенствование лицензирования отдельных видов деятельности и саморегулирования.
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признается утратившим силу с 01.01.2025 г. До наступления этой даты положения  Федерального закона применяются при организации и осуществлении 15 видов государственного контроля (надзора) из числа видов контроля (надзора), не включенных в предмет регулирования Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в части, касающейся уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Генпрокуратура России 

В соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ Генпрокуратура Российской Федерации является оператором Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».
Данная информсистема создана для обеспечения гласности контрольной (надзорной) деятельности и цифровизации межведомственного обмена информацией. Теперь любой визит проверяющего к предпринимателю возможен лишь после внесения сведений об этом в ЕРКНМ.
Надзорное ведомство завершило разработку ЕРКНМ и ввело его в промышленную эксплуатацию. Информресурс размещен на сайте proverki.gov.ru, а также доступен по ссылке на Едином портале прокуратуры Российской Федерации.

Срок рассмотрения жалобы займет не более 20 рабочих дней. Оповещение об этапах рассмотрения жалобы и результатах заявитель получит автоматически на электронную почту.

Портал и реестр

Минцифры России совместно с Минэкономразвития России запустило публичный портал, интегрированный с Единым реестром обязательных требований (https://ot.gov.ru). 
Портал предназначен для поиска предпринимателями информации об обязательных требованиях, предъявляемых ведомствами к бизнесу в рамках госконтроля и предоставления разрешений.
Все обязательные требования в различных областях надзора будут внесены в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр обязательных требований», с помощью которой заинтересованные лица в онлайн-режиме смогут получать информацию о требованиях, предъявляемых непосредственно к отрасли, предприятию, эксплуатируемому зданию. Данной цифровой платформе предстоит объединить всю информацию об административной ответственности за нарушения, о способах и процедуре самообследования с применением проверочных листов и руководства по соблюдению обязательных требований.
Портал и Реестр обязательных требований представляют собой единую систему. Информация на портале актуализируется по мере наполнения реестра. Доступ предпринимателей к информации об обязательных требованиях позволит снизить количество нарушений и повысить уровень юридической осведомленности о требованиях. До конца 2021 г. планируется расширить перечень участвующих ведомств и количество сфер деятельности.
Планируется, что в дальнейшем использование публичного портала позволит профилировать бизнес по жизненным ситуациям и условиям применения обязательных требований, что будет способствовать снижению административной нагрузки на бизнес, повышению прозрачности работы и минимизации взаимодействия бизнеса с контрольно-надзорными органами.  

Главное — профилактика

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 г. № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» утверждены правила по разработке и утверждению программ профилактик в контрольно-надзорных органах. Правила вступили в силу с 01.07.2021 г.
Согласно правилам  разработанный проект программы профилактики должен проходить общественное обсуждение на официальном сайте соответствующего ведомства.  
По результатам процедуры проект документа будет рассматриваться на общественном совете.  Итоги обсуждений должны быть представлены на сайте в открытом доступе. 
Программа профилактики утверждается решением уполномоченного лица и размещается на информационных ресурсах органа.

Обязательное досудебное обжалование

В соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ Правительством определен перечень видов федерального государственного контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01.07.2021 г. 
Такой порядок означает, что без прохождения обязательной процедуры досудебного обжалования контролируемое лицо не в праве обратиться в суд. 
На портале «Госуслуги» реализована возможность в досудебном порядке обжаловать решения контролирующих органов. Для этого достаточно заполнить форму жалобы и отправить ее  через специальный сервис «Досудебное обжалование решений надзорных органов».
Такую жалобу получит соответствующий руководитель по подведомственности. В настоящее время через сервис можно обжаловать решения 19 контрольных ведомств  по 63 видам контроля. С 01.01.2023 г. механизм будет обязательным для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле.
При заполнении формы автоматически из личного кабинета контролируемого лица подтягивается информация о проверках, доступных для обжалования. Порядок рассмотрения жалоб — единый для всех органов власти, а срок рассмотрения не должен превышать 20 рабочих дней.Предполагается, что нововведение сократит временные и финансовые издержки для бизнеса и позволит разгрузить суды.

Вводится более гибкий подход к классификации гидротехнических сооружений. Законопроект разграничивает понятия класса ГТС, устанавливаемого при проектировании, и категории риска, которая меняется в ходе «жизненного цикла» ГТС.

Роструд 

В рамках досудебного обжалования жалоба  на инспектора труда попадет на рассмотрение к руководителю инспекции, а жалобу на руководителя, заместителя руководителя гострудинспекции рассмотрят в Центральном аппарате Роструда.
В Роструде будут внимательно отслеживать поступающие жалобы. В ведомстве считают, что такой мониторинг позволит выявить наиболее проблемные и спорные моменты, которые возникают в процессе взаимодействия инспекции труда с работниками и работодателями при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Полученные данные будут использованы для оценки эффективности работы территориальных органов и выработки решений для дальнейшего повышения качества работы инспекторского состава.
Как отмечалось ранее, срок рассмотрения жалобы займет не более 20 рабочих дней. Оповещение об этапах рассмотрения жалобы и результатах заявитель получит автоматически на электронную почту. Обратите внимание, что жалобу можно отозвать, если решение по ней еще не принято. Однако повторная подача по тем же основаниям не предусмотрена.

МЧС России

С 2020 г. ведомство также участвует в эксперименте по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа в электронном виде. В развитие принятых нормативных правовых актов в рамках механизма «регуляторной гильотины»  специалисты МЧС России готовят новые законопроекты. 
Президентом РФ подписан Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». 
Он определяет, в частности, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию, обязаны один раз в пять лет подтверждать соответствие своего объекта лицензионным требованиям.
 Если информация о соответствии не будет представлена в установленный срок либо она недостоверна или искажена, то лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии с одновременным приостановлением ее действия до вступления в силу судебного решения. При этом лицензирующий орган наделяется полномочиями по приостановлению действия лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения ее обладателем лицензионных требований.
Второй законопроект носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Документ исключает устаревшие, избыточные и дублирующие требования, а также уточняет порядок разработки и представления декларации пожарной безопасности (в том числе в электронной форме), устанавливает ограниченный перечень документов, относящихся к нормативным.
Законопроект устанавливает понятную систему обязательных требований противопожарного нормирования для зданий и сооружений, особенно при их проектировании и строительстве. Перечисленные изменения значительно расширяют условия подтверждения соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, предоставив правообладателю объекта возможность более гибко и вариативно подходить к созданию системы обеспечения пожарной безопасности.
Дополнительно на 2021 г. запланированы к принятию одно постановление Правительства РФ и два приказа МЧС России: 
- проект постановления Правительства РФ «Об определении требований к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»;
- приказ МЧС России «Об утверждении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую и служебную деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности»;
-  приказ МЧС России «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

Доступ предпринимателей к информации об обязательных требованиях позволит снизить количество нарушений и повысить уровень юридической осведомленности 
о требованиях.

Ростехнадзор

Продолжает совершенствовать нормативную базу Ростехнадзор. Правительством РФ одобрен разработанный ведомством проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», которым исключаются избыточные требования при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружний, без ущерба для их безопасности.
Согласно действующей на сегодня редакции закона для каждого гидротехнического сооружения его владельцем должны быть разработаны и согласованы с надзорным органом индивидуальные правила эксплуатации. Законопроект исключает эту обязанность. При этом вводится новый вид нормативного правового акта — федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений, устанавливающего общие для всех правила.
Вводится более гибкий подход к классификации гидротехнических сооружений. Законопроект разграничивает понятия класса ГТС, устанавливаемого при проектировании, и категории риска, которая меняется в ходе «жизненного цикла» ГТС.
Из сферы регулирования закона исключаются портовые гидротехнические сооружения, вопросы безопасной эксплуатации которых регламентированы техническими регламентами о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта.
Кроме того, законопроект конкретизирует ряд полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации/

Источники: www.kremlin.ru, www.mchsmedia.ru, knd.ac.gov.ru, www.gosnadzor.ru.

Все статьи рубрики