Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

февраль 2021

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Новые правила противопожарного режима: что изменилось?

 
Демин Олег Александрович, заместитель начальника нормативно-технического отдела Управления  надзорной деятельности  и профилактической  работы ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, подполковник внутренней службы

Демин Олег Александрович
заместитель начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, подполковник внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

С 01.01.2021 г. в Российской Федерации начнут действовать новые правила противопожарного режима. Они заменят прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике с просьбой рассказать, что изменится с вступлением в действие новых требований противопожарного режима.  

В 2020 г. в рамках реализации «регуляторной гильотины» был отменен ряд нормативных правовых актов в области пожарной безопасности согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 г. № 1034 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации». Новые акты  вступили или вступят в силу в 2020-2021 гг.
Одним из таких актов является Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее  правила), которое вступает в силу с 01.01.2021 г. и будет действовать до 31.12.2026 г. включительно.
Основные противопожарные требования остались без особых изменений, исключены избыточные и устаревшие, другие мероприятия адаптированны под действующее законодательство Российской Федерации.

Новые разделы

В новые правила включены дополнительные разделы:
- «XXII. Организации отдыха детей и их оздоровления, где размещение детей осуществляется в палатках и иных некапитальных строениях, предназначенных для проживания детей»;
- «XXIII. Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения»;
- «XXIV. Применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях»;
- «Приложение 4. Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов».

Основные изменения

Среди основных изменений в новых правилах необходимо отметить следующие: 

- определен порядок и обязанность всех граждан немедленно сообщать о пожаре в пожарную охрану (п. 2);

- исключена необходимость разработки инструкции о мерах пожарной безопасности в отношении отдельных помещений, осталась необходимость только в отношении зданий и сооружений в целом (п. 2);

- обучение лиц мерам пожарной безопасности будет осуществляться по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования (п. 3).

- добавлен запрет использования подвальных и цокольных этажей для организации детского досуга (п. 8);

- определен порядок соблюдения проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, а также проведения испытаний или обоснований расчетно-аналитическими методами, обработанных огнезащитными составами конструкции после окончания гарантированного срока эксплуатации состава (п. 13);

- восстановлен запрет на установку глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами (п. 16 «г»);

- определен запрет на изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации (п. 16 «о»);

- определена обязанность руководителя один раз в пять лет проводить эксплуатационные испытания наружных открытых лестниц (п. 17 «б»);

- определен порядок ведения единого журнала эксплуатации всех средств и систем противопожарной защиты (пп. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 54, 60 и др.);

- определено, что если нет норматива, определяющего максимально допустимое количество людей в помещении, нужно исходить из расчета не менее 1 кв. м на одного человека (п. 22 «г»);

- определена обязанность руководителя в случае пожара обеспечивать подразделениям пожарной охраны доступ в любое помещение (п. 26);

- определена необходимость хранения на объекте защиты документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов (п. 25);

- определена обязанность руководителя по разработке инструкции, определяющей порядок использования лифтов для «транспортировки пожарных подразделений» (п. 47);

- определен порядок ежегодного проведения комиссионных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в случае превышения их срока службы (п. 54);

- добавлены требования при размещении в лесах объектов для переработки древесины и других лесных ресурсов (п. 62);

- систематизированы требования по уборке земельных участков и прилегающей к лесу территории от мусора и сухой растительности, а также разведения открытого огня (раздел II);

- установлены требования к шлагбаумам в местах проездов пожарной техники (п. 71);

- уточнены требования по хранению баллонов с горючим газом в зданиях для проживания людей, в частности Ф1.1, Ф1.2 (п. 86);

- определены требования при проведении массовых мероприятий с применением фальшфейров (п. 98. 100, 101);

- установлены дополнительные требования к продаже легковоспламеняющих и горючих жидкостей (п.108) и продаже горючих жидкостей наливом (п. 111);

- определены минимально допустимые расстояния между кроватями в больничных палатах — не менее 0,8 м, а центральный основной проход – не менее 1,2 м (п. 116);

- установлен запрет на выбрасывание горящих окурков, спичек и др. (п. 234), а также разведение огня в полосах отвода и охранных зонах автомобильных и железнодорожных дорог (п. 238), установлен определенных порядок сжигания порубочных остатков (п. 239);

- определены минимальные требования к эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов (п. 307).

Учитывая цели «регуляторной гильотины», направленные на оптимизацию обязательных требований, в новых правилах, несмотря на включение дополнительных четырех разделов, прослеживается сокращение общего количества пунктов.

Новое при производстве огневых работ

В новых правилах имеются изменения, касающиеся производства огневых работ.

 Так, в п. 354 новых правил указано, что место производства работ необходимо будет обеспечить не менее чем двумя огнетушителями с минимальным рангом модельного очага пожара 2А, 55В и покрывалом для изоляции очага возгорания. 
Кстати, руководитель организации должен обеспечить один раз в год проверку покрывала для изоляции очага возгорания на предмет отсутствия механических повреждений и его целостности с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 412).
В соответствии с п. 363 после завершения огневых работ должно быть обеспечено наблюдение за местом проведения работ в течение не менее 4 часов. 
В новых правилах отсутствует приложение с формой наряда-допуска на выполнение огневых работ. Теперь наряд-допуск организациям необходимо  разработать самим. В п. 372 указано, что он должен содержать: сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) руководителя работ, месте и характере проводимой работы, требования безопасности при подготовке, проведении и окончании работ, состав исполнителей с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), профессии, сведения о проведенном инструктаже по пожарной безопасности каждому исполнителю, планируемое время начала и окончания работ.
В наряд-допуск вносятся сведения о готовности рабочего места к проведению работ (дата, подпись лица, ответственного за подготовку рабочего места), отметка ответственного лица о возможности проведения работ, сведения о ежедневном  допуске к проведению работ, а также информация о завершении работы в полном объеме с указанием даты и времени.
Наряд-допуск выдается руководителю работ и утверждается руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации. 

Допускается оформление и регистрация наряда-допуска на проведение огневых работ в электронном виде в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи».

Дополнение инструкций о мерах пожарной безопасности

В инструкцию о мерах пожарной безопасности согласно новым правилам противопожарного режима дополнительно потребуется включить следующую информацию:

- порядок содержания путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.) (п. 393 «а»);
- обязанности и действия работников при открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей (п. 393 «к»);
- сведения о лицах, отвечающих за отключение устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 °С (п. 394 «г»).

Изменения в определении категории риска

С 01.01.2021 г. вступит в силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 г. № 1662 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

Изменения коснулись определения критериев и порядка отнесения объектов к определенной категории риска. 
Новая модель отнесения объектов защиты к категориям риска учитывает пересмотр концепции риск-ориентированного подхода и отличается от действующего регулирования тем, что категория присваивается не для групп объектов, а индивидуально для каждого объекта. 
Присвоение соответствующей категории риска осуществляется на основании показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица. 
Он рассчитывается на основании имеющихся в распоряжении данных, отражающих индивидуальные характеристики объекта, влияющие на его состояние пожарной безопасности, а также сведений о добросовестности, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности. Также предусматривается учет внедрения на объекте защиты независимой оценки пожарного риска, а также возможность доступа контрольно-надзорного органа к информационным ресурсам подконтрольного лица.
Собственники объектов смогут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска, в том числе с помощью разработанного онлайн-калькулятора, который разработан специально для этих целей и будет размещен на официальном интернет-портале МЧС России.
Такая модель управления пожарным риском позволит индивидуально определять периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий, и, соответственно, снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных собственников объектов.

Все статьи рубрики